Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; А.Р. Мулагалеев, специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Муниципальное казённое учреждение "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Царькова Антона Сергеевича (ИНН 245725971835) (далее - ИП), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по формированию (обрезке) крон, сносу аварийных деревьев на территории г. Ачинска", извещение N0119300000123000480.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и ИП, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от
2024-645
30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До заседания Комиссии Заказчик и ИП направили Комиссии запрашиваемые документы. Заседание Комиссии прошло в отсутствие представителей Заказчика и ИП.
Из материалов обращения следует, что между Заказчиком и ИП по итогам проведения Электронного аукциона заключен Контракт.
В связи с неисполнением ИП обязательств по контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ИП направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в Электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении Электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ИП, подав заявку на участие в Электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товары, являющиеся предметом Контракта.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила, что Контракт был заключен на следующих условиях.
В соответствии с разделом 1 Контракта "1.1. Предметом контракта является выполнение работ по формированию (обрезке) крон, сносу аварийных деревьев на территории г. Ачинска.
Контракт заключается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Работы выполняются иждивением "Подрядчика".
В соответствии с разделом 3 Контракта "3.1. Место выполнения работ: Красноярский край, территория муниципального образования город Ачинск, в соответствии с "Техническим заданием".
3.2. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2023 года".
В соответствии с разделом 4 Контракта "4.1. "Подрядчик" обязан:
- выполнить работы в полном объеме, надлежащего качества, указанном в "Техническом задании" (приложение N1 к муниципальному контракту);
- выполнить собственными и (или) привлечёнными силами и средствами все работы в объеме, предусмотренном "Техническим заданием" к муниципальному контракту (приложение) и в сроки, указанные в контракте и сдать работы "Заказчику".
В соответствии с разделом 7 Контракта "7.4. Ответственность "Подрядчика":
В случае просрочки исполнения "Подрядчиком" обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения "Подрядчиком", обязательств, предусмотренных контрактом, "Заказчик" направляет "Подрядчику" требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения "Подрядчиком" обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных "Подрядчиком", за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения "Подрядчиком" обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта".
В соответствии с разделом 8 Контракта "8.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнение обязательств по настоящему контракту, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы. К обстоятельствам непреодолимой силы Стороны относят чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, возникшие помимо воли и желания Сторон и которые нельзя избежать, в том числе: объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, а также акты государственных органов".
В соответствии с разделом 14 Контракта "10. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и гражданским законодательством".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, ИП должен был приступить к выполнению работ 30.11.2023, однако, в установленный срок ИП к выполнению работ не приступил. ИП вёл переписку с заказчиком, в которой представил заказчику график выполнения работ с 14.12.2023 по 25.12.2023, Комиссия отмечает, что срок исполнения Контракта истекал 15.12.2023, соответственно, заказчик предоставил возможность ИП выполнить работы за пределами срока действия Контракта. При этом, в установленный самим ИП срок, ИП к выполнению работ также не приступал, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письменных пояснениях представитель ИП указал на то, что не смог приступить к выполнению работ 30.11.2023 в связи с нахождением единственного доступного ИП автомобиля, комплектация которого позволяла надлежаще исполнить обязательства по Контракту, на ремонте до 07.12.2023.
ИП также указал на то, что 08.12.2023 в город Ачинск пришло резкое похолодание, суровые погодные условия сделали невозможным и опасным выполнение работ. Для обеспечения безопасности работников и техники ИП принял решение не приступать к выполнению работ до повышения температуры до -22/-23 градусов. 14.12.2023 ИП предпринял попытку исполнения Контракта, однако, не смог даже добраться до места выполнения работ в связи с большим количеством выпавших осадков. В срок до 25.12.2023 ИП не смог найти технику позволяющую выполнить работы по Контракту в текущих условиях.
Комиссия учитывает факт истечения срока исполнения обязательств по Контракту 15.12.2023, Заказчик, приняв во внимание фактические обстоятельства ИП, разрешил произвести исполнение обязательств по Контракту за пределами данного срока, однако ИП не исполнил свои обязательства.
Комиссия обращает внимание на то, что ИП не представил Комиссии доказательств невозможности исполнения Контракта в срок с 30.11.2023 по 08.12.2023, поломка автомобиля является нормальным предпринимательским риском, пояснения ИП об отсутствии других автомобилей, укомплектованных для выполнения контракта, в городе Ачинске, ИП не предоставлено. Доказательств наличия вины заказчика ИП также не предоставил.
Кроме того, ИП не предоставил доказательств невозможности исполнения контракта в срок с 14.12.2023 по 27.12.2023, пояснения ИП о том, что у ИП отсутствовала техника для очистки территорий от выпавших осадков, также является нормальным предпринимательским риском. Доказательств отсутствия подобной техники в городе Ачинск ИП не предоставил.
ИП не проявил надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предпринял действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем, контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Согласно информации, представленной Заказчиком, а также размещенной в ЕИС, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 27.12.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении Контракта.
Решение вступило в законную силу 10.01.2024. Таким образом, Заказчиком был представлен десятидневный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Заказчик в своих письменных пояснениях указал на то, что в указанный десятидневный срок ИП не предпринимал никаких действий, свидетельствующих о намерении ИП исполнить Контракт, доказательств обратного Комиссии не предоставлено.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ИП были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта ИП Комиссии не представил.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Царькове Антоне Сергеевиче (ИНН 245725971835) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.24 |
12.01.24 |
10.01.24 |
0 |
10.01.24 |
17.01.24 |
16.01.24 |
0 |
19.01.24 |
19.01.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
А.Р. Мулагалеев |
Исп.Мулагалеев А.Р.
тел.8(391)2110144.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 января 2024 г. N 024/10/104-33/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024