Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя, членов Комиссии: М.А. Грицай - начальника отдела, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации Октябрьского района г. Красноярска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Интэк" (ИНН 2466162530) (далее - Общество, ООО, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по реализации инициативного проекта "Детская спортивно-оздоровительная площадка "Дети при деле" в Октябрьском районе города Красноярска, идентификационный код закупки 233246302424224630100100190014399244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и ООО, указанным в контракте, размещенном в единой информационной системе (далее-ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о
недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии ООО и Заказчиком представлены документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика по доверенностям, личности установлены, полномочия подтверждены. Представитель ООО по доверенности, принял участие в заседании Комиссии посредством ВКС, личность установлена, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
21.04.2023 заключен Контракт между Заказчиком и ООО.
Комиссия отмечает, что ООО добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ООО, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией исследованы условия Контракта и приложения к нему.
Согласно информации, представленной сторонами, Комиссией установлено следующее.
10.05.2023 ООО в адрес Заказчика в соответствии с пунктом 4.1.3. Контракта направлен приказ о назначении ответственных лиц, общий журнал учета, журнал бетонных работ, журнал входного контроля, график выполнения работ, а также уведомление о начале производства работ по Контракту.
18.05.2023 ООО в адрес Заказчика направлено письмо, согласно которому ООО просит Заказчика с целью своевременного и качественного выполнения работ по Контракту, привести в соответствие объемы работ с локально-сметным расчетом (далее - ЛСР), а также выдать согласованный измененный ЛСР. Кроме того, ООО просит Заказчика рассмотреть вопрос об увеличении стоимости Контракта на 10 %, а также заключения прямых договоров.
24.05.2023 ООО в адрес Заказчика направлено письмо о необходимости назначения рабочего совещания на 26.05.2023.
30.05.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено письмо, согласно которому Заказчик уведомляет ООО об образовавшейся экономии в размере 306909,4 руб., ввиду чего просит ООО рассмотреть возможность направить в адрес Заказчика ЛСР необходимых видов работ требуемых для качественной реализации проекта в целях согласования использования образовавшейся экономии для заключения дополнительного договора.
07.06.2023 ООО в адрес Заказчика направлен геодезическая съемка фактического планового высотного положения с размещением МАФ, протокол согласования изменений ПСД, на основании чего, ООО просит Заказчика в кратчайшие сроки направить в адрес ООО корректированный ЛСР, протокол согласования, проект дополнительного соглашения.
19.06.2023 ООО в адрес Заказчика направлено письмо о необходимости в кратчайшие сроки предоставлении последним корректированный ЛСР, протокол согласования, а также проект дополнительного соглашения.
27.06.2023 проведено комиссионное рабочее совещание на объекте в присутствии сторон и жителей, по результатам которого приняты следующие решения: исключить позицию N 18 (ограждение спортивной площадки),размеры площадки уменьшить до 18 м*8 м.; точечно выполнить работы по устройству основания под установки каждого МАФ в отдельности, а именно произвести снятие почвенно-растительного слоя (далее - ПРС) и работы по разработки грунта только в месте установки каждого МАФ, снятый ПРС складировать на территории объекта без вывоза и утилизации. Также разместить МАФ в площадках ступенями, без учета перепада между площадками под установку МАФ и выравниванием планово-высотного положения между площадками . Подрядчику предоставить геодезическую съемку по планово-высотному положению с указанием отметок по площадям; Заказчику составить корректированный ЛСР, оплату работ производить по фактически выполненным работам,в срок до 07.07.2023 составить дополнительное соглашение с учетом всех внесенных изменений.
04.07.2023 ООО направлен в адрес Заказчика геодезическая съемку фактического планового высотного положения с размещением МАФ, а также 3-D модель площадки, в связи с чем ООО просит Заказчика в кратчайшие сроки направить в адрес ООО корректированный ЛСР, протокол согласовании, согласованную геодезическую съемку, а также проект дополнительного соглашения.
07.07.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено письмо, согласно которому Заказчик предлагает исключить размещение на объекте слоскостного спортивного сооружения с размещением следующих МАФ: ограждение спортивной площадки 25-м*15-м, ворота мини футбольные с баскетбольным кольцом (2 шт.), стойки волейбольные (2 шт.). На высвободившейся площади от планируемого к размещению плоскостного спортивного сооружения Заказчик предлагает разместить предусмотренные контрактом МАФ с устройством основания под установку каждого МАФ в отдельности.
11.07.2023 ООО в адрес Заказчика направлено письмо, согласно которому ООО просит Заказчика предоставить утвержденную схему расстановки МАФ.
20.07.2023 ООО в адрес Заказчика направлен протокол согласования изменений ПСД от 14.07.2023 для подписания стороной Заказчика, согласно которому по итогам рассмотрения обозначенных вопросов на штабном совещании, принято решение комиссии о согласовании следующих изменений: исключить из ЛСР позицию 21 (работы по разработке грунта с перемещением в объеме 325 кв.м.); работы по разработке грунта и планировки территории произвести силами Заказчика; за 20 дней до начала монтажа МАФ, Заказчик должен передать строительную готовность площадки под монтаж МАФ Подрядчику по акту приема - передачи строительной готовности площадки; за 20 дней до начала монтажа МАФ, Заказчик должен передать согласованную и утвержденную схему расположения МАФ Подрядчику, с учетом всех габаритов, размеров и зон безопасности МАФ; включить в ЛСР дополнительный объем по инертным материалам, а именно: песок и щебень; Заказчику составить и направить в адрес Подрядчика корректированный ЛСР, в срок до 24.07.2023 составить дополнительное соглашение к Контракту с учетом всех внесенных изменений.
24.07.2023 составлен и подписан сторонами протокол заседания комиссии по рассмотрению и внесению изменений в проектно-сметную документацию (далее - ПСД) в рамках выполнения Контракта, согласно которому утверждена и размечена расстановка МАФ на площадке производства работ; поручено Заказчику подготовить и направить Подрядчику дополнительное соглашение, в котором предусмотреть увеличение следующих работ: устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, песок природный обогащенный для строительных работ средний; утвердить порядок оплаты по фактически выполненным работам надлежащего качества в части разработки грунта.
26.07.2023 Заказчиком в адрес ООО направлен протокол заседания Комиссии от 24.07.2023.
02.08.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено уведомление, согласно которому по состоянию на 02.08.2023 на объекте работы по устройству подстилающих выравнивающих слоев не произведены, у Заказчика отсутствуют сведения об изготовлении ООО МАФ, в связи с чем, Заказчик просит ООО до 04.08.2023 предоставить сведения о причинах нарушения графика выполнения работ по Контракту, а также об этапах производства МАФ.
04.09.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено уведомление, согласно которому по состоянию на 01.09.2023 на объекте размещены инертные материалы в виде навалов песка и ПЩС, работы по устройству подстилающих выравнивающих слоев, установке МАФ не проведены.
08.12.2023 ООО в ЕИС размещены документы о приемки КС-2, КС-3, счет.
18.12.2023 Заказчиком подписано заключение экспертизы по результатам исполнения Контракта, согласно которому срок выполнения работ нарушен на 109 дней, при выездном осмотре строительной площадки выявлены замечания к качеству выполненных работ.
18.12.2023 составлен и подписан сторонами акт приемки выполненных работ по Контракту, согласно которому фактически качество выполненных работ не соответствует условиям Контракта, при приемке выполненных работ установлено, что работы выполнены не в полном объеме, не в срок.
18.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
25.12.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено письмо, согласно которому Заказчик уведомил ООО о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 18.12.2023.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика, согласно которым ООО представило недостоверные сведения, отраженные в журнале работ, в части работ, которые были выполнены силами Заказчика и жителями.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим разом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не т него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом или договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54, при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны . Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в ЕИС - 18.12.2023.
Датой надлежащего уведомления Заказчика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 18.12.2023.
Согласно информации, представленной в ЕИС, датой получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО является 18.12.2023.
В случае, если ООО не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 29.12.2023.
Таким образом, Заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения ООО нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако, с учетом совокупности представленных материалов, Комиссия установила следующее.
ООО 19.12.2023 было направленно в адрес Заказчика уведомление о готовности сдать выполненные работы 22.12.2023 года в 11:00, а так же об устранении замечаний по акту от 18.12.2023. Доказательcтв обратного Заказчиком не представлено.
В назначенное время, 22.12.2023, представители Заказчика на приемку выполненных работ и проверку по устранению замечаний не явились, в связи с чем, со стороны ООО был составлен односторонний акт об устранении замечаний, выявленных от 18.12.2023, а так же односторонний акт о сдаче выполненных работ по Контракту. Уведомления со стороны Заказчика о невозможности прибытия на повторную приемку выполненных работ, в адрес ООО не поступало. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
22.12.2023 ООО в адрес Заказчика направлено уведомление о повторной приемки выполненных работ на 25.12.2023 к 13:00. Заказчик на приемку выполненных работ и проверку по устранению замечаний не явился, в связи с чем, со стороны ООО составлен односторонний акт от 25.12.2023 о сдаче выполненных работ по Контракту.
Кроме того, Комиссия считает необходимым обратить внимание на ранее установленный факт того, что ООО в ЕИС размещены документы о приемки 08.12.2023 КС-2, КС-3, счет.
В соответствии с частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе) осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке; формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Вследствие указанной нормы, Заказчиком надлежало принять работы, либо разместить мотивированный отказ в приемке работ в срок до 16.01.2024, однако согласно информации, размещенной в ЕИС, указанных действий Заказчик не осуществил. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия установила, что ООО в адрес Заказчика направленны документы, подтверждающие устранение нарушений, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в установленный Законом срок, вместе с тем Комиссия отмечает, что указанные документы не подтверждают факт надлежащего выполнения работ по Контракту в полном объеме, поскольку в ЕИС отсутствует информация о принятии данных работы Заказчиком, Заказчик факт надлежащего выполнения работ отрицает.
Также Комиссия считает необходимым обратить внимание на действия, совершенные ООО, направленные на исполнение Контракта, согласно которым, ООО велась работа, предусмотренная условиями Контракта, осуществлялось активное взаимодействие с Заказчиком при исполнении Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия рассматривает действия ООО только на предмет добросовестности. Комиссии не было представлено доказательств умышленного и намеренного уклонения ООО от исполнения обязательств по Контракту (от исполнения обязательств надлежащим образом). Факт существования таких доказательств Комиссией не установлен. При этом осуществление действий, направленных на выполнение работ, взаимодействие с Заказчиком в рамках исполнения обязательств не может свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Интек" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 января 2024 г. N 024/10/104-25/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024