Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Е.О. Хорышева, главного специалиста - эксперта, М.А. Косенко, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации города Ачинска Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Тайфун" (ИНН 2465167648) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "Южная промзона - Городская больница", извещение N 0119300000122000080, (далее-электронный аукцион).
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "Тайфун" (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "Южная промзона - Городская больница", номер извещения 0119300000122000080 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта расторжения подрядчиком контракта в одностороннем порядке.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и Общества,
указанными в Контракте, размещенному в единой информационно системе (далее- ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До начала рассмотрения обращения заказчик направил ходатайство о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство было удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России.
На рассмотрении обращения по существу, состоявшемся 16 января 2023 года в 10:30 заказчик обеспечил явку своего представителя посредством ВКС, общество обеспечило очную явку своих представителей, личности удостоверены паспортом, полномочия подтверждены доверенностью.
Из обращения заказчика следует, что между Администрацией города Ачинска Красноярского края и ООО "Тайфун" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N0119300000122000080/01 от 25.03.2022 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N1 "Южная промзона - Городская больница". Обществом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Тайфун" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Комиссией установлено, что в соответствии с разделом 1 контракта: "1.1 Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по муниципальному маршруту N 1 "Южная промзона - Городская больница", параметры которого установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
1.2. Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
1.3. Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту".
Контрактом предусмотрены этапы его исполнения. Цена каждого этапа исполнения контракта:
месяц (этап) |
сумма на 2022 |
сумма на 2023 |
сумма на 2024 |
январь |
0,00 |
500 899,35 |
500 899,35 |
февраль |
0,00 |
452 425,22 |
468 583,27 |
март |
0,00 |
500 899,35 |
500 899,35 |
апрель |
484 741,31 |
484 741,31 |
484 741,31 |
май |
500 899,35 |
500 899,35 |
500 899,35 |
июнь |
484 741,31 |
484 741,32 |
484 741,31 |
июль |
500 899,35 |
500 899,35 |
500 899,35 |
август |
500 899,35 |
500 899,35 |
500 899,35 |
сентябрь |
484 741,31 |
484 741,31 |
484 846,18 |
октябрь |
500 899,35 |
500 899,35 |
0,00 |
ноябрь |
484 741,32 |
484 741,31 |
0,00 |
декабрь |
500 899,35 |
500 899,35 |
0,00 |
итого: |
4 443 462,00 |
5 897 685,92 |
4 427 408,82 |
Раздел 4 контракта предусматривает права и обязанности сторон: "4.1. Исполнитель вправе:
Запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения работ информацию;
4.2. Заказчик вправе:
а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего Контракта;
б) предъявлять Исполнителю обоснованные претензии по результатам выполненных работ;
в) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего Контракта назначить срок для приведения результата работы в соответствие с указанными условиями;
Согласно разделу 12 контракта: "12.2 Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям заказчика на момент расторжения Контракта по инициативе общества, работы по перевозке пассажиров по регулируемому маршруту не выполнены в полном объеме.
Согласно пояснениям общества, с момента заключения контракта по октября 2023 года обществом надлежащим образом исполнялись обязательства по контракту, что подтверждается документами о приемке выполненных работ на протяжении срока исполнения контракта. Претензий к качеству выполняемых работ обществу не поступало. Доказательств обратного комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, сумма контракта составляет 14 761 531,04 рублей. Обществом выполнены работы на сумму 10 330 979,18 рублей.
24.08.2023 Общество направило Директору КГКУ "Центр занятости населения города Ачинска" письмо N16, в котором уведомило заказчика о трудностях, связанных с нехваткой кадров, а именно водителей маршрутных средств. Общество попросило предоставить сведения о количестве лиц, состоящих на учете в центре занятости по направлению обучения категории "Д".
24.08.2023 Общество направило Главе Ачинского района письмо N15, в котором выразило беспокойство, связанное с отсутствием водителей категории "Д". Общество попросило у Главы Ачинского района содействия в создании новых мест обучения водителей.
Из пояснений общества следует, что ответов на направленные письма не получало. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
10.10.2023 Общество обратилось в Сибирскую Торгово-Промышленную палату по Красноярскому краю для получения экспертизы относительно увеличения стоимости топлива.
Комиссия изучила данный акт экспертизы N015-05-00273, из которого следует, что на момент заключения контракта стоимость топлива составляла 53,00 рубля, на период сентябрь- октябрь 2023 года стоимость топлива стала составлять 82,00 рубля, что в процентном соотношении составляет увеличение стоимости на 54,72%.
24.10.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо N 18, в котором уведомило заказчика о непредвиденных обстоятельствах, не позволяющих обществу исполнять обязательства в полном объеме, а именно резкий рост цен на дизельное топливо. Общество обратилось к заказчику с просьбой о создании комиссии для решения вопроса изменения условий контракта, а именно увеличить стоимость контракта. Общество приложило акт экспертизы в подтверждение.
22.11.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N6711, в котором уведомил общество об отказе в согласовании возможности увеличения стоимости контракта.
Из пояснений заказчика следовало, что на этапе подачи заявок общество снизило цену контракта с 35 628 865,25 до 14 768 556,74. Заказчик полагает, что общество заведомо осознавало риски снижения цены контракта. Таким образом, заказчик приходит к выводу о том, что общество взяло на себя ответственность исполнять контракт в полном объеме вне зависимости от обстоятельств, послуживших поднятию цен на топливо.
23.11.2023 Общество повторно направило письма в адрес КГКУ "Центр занятости населения города Ачинска" и Главе Ачинского района с просьбой о принятии мер в содействии организации рабочих мест.
27.11.2023 Общество направило в адрес заказчика письмо о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании невозможности исполнения обязательств по контракту в связи с обстоятельствами, не зависящими от общества.
04.12.2023 Общество повторно обратилось в Сибирскую Торгово-Промышленную палату по Красноярскому краю для получения заключения о невозможности исполнения подрядчиком существенных условий контракта. Комиссия, ознакомившись с указанным заключением, установила, что из выводов, изложенных в указанном заключении следует, что при исполнении контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, которое влекут за собой невозможность его исполнения.
11.12.2023 Заказчик направил в адрес общества письмо N7414, в котором уведомил общество о заседании рабочей группы, которая состоится 13.12.2023 на основании обращения общества.
Комиссия также принимает во внимание тот факт, что за период исполнения контракта у общества уволилось 18 водителей, что подтверждается приказами об увольнении.
Из переписки, представленной на обозрение Комиссии следует, что обществом неоднократно направлялись письма в адрес заказчика, из которых следует, что общество не имеет возможности в полном объеме исполнить обязательства по контракту, поскольку цены на топливо выросли на 54%. Заказчик в свою очередь направлял в адрес общества письма с указанием на тот факт, что общество несет самостоятельную ответственность за неисполнение обязательств по контракту.
Комиссия также принимает во внимание тот факт, что обществом в период с октября по декабрь 2023 года осуществлялись регулярные перевозки пассажиров, несмотря на увеличение стоимости контракта. Действия общества были направлены на поиск водителей категории "Д", а так же на попытку изменения условий контракта в части увеличения стоимости контракта, что позволяет Комиссии полагать, что общество намерено было исполнять свои обязательства по контракту, но в силу обстоятельств, не зависящих от сторон, дальнейшее исполнение контракта было невозможно.
Комиссия также оценивает довод заказчика в части снижения стоимости контракта больше, чем на 50%, и отмечает, что на момент подачи заявки для общества это была допустимая цена для исполнения обязательств в полном объеме, вместе с тем снижение цены контракта также повлияла на целесообразное использование бюджетных средств заказчика.
Комиссия отмечает, что поскольку контрактном предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то в силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе такое право имелось и у подрядчика.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что обязательства обществом не могут быть исполнены в полном объеме по независящим от общества причинам, на основании пункта 11.3. контракта, пунктов 19, 20.1, 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ООО "Тайфун" в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и подрядчика.
В связи с невозможностью дальнейшего исполнения обязательств по контракту обществом 21.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям общества, на основании части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.12.2023 (дата размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе). При этом датой расторжения контракта считается 10.01.2023.
Комиссия пришла к выводу, что процедура расторжения контракта обществом соблюдена.
Кроме того, что следует из изложенного выше, общество находилось в постоянном взаимодействии с заказчиком, направляя письма, информируя о возникших трудностях. Указанное свидетельствует о принятии обществом мер для исполнения условий контракта.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
При этом Комиссия отмечает, что не выявила в действиях заказчика нарушений при исполнении указанного контракта, однако в силу обстоятельств, независящих от сторон, исполнение контракта стало невозможно, что подтверждается заключением Сибирской Торгово-промышленной палаты.
Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков возможно только в том случае, если фактические обстоятельства и представленные в материалы проверки доказательства свидетельствуют о наличии недобросовестного поведения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из информации представленной в ЕИС и документов предоставленных на рассмотрение обращения не следует, что общество намеренно не уклонялось от исполнения контракта и действовало добросовестно при исполнении контракта. Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют доказательства свидетельствующие о недобросовестном поведении общества. Комиссией установлено, что обществом предпринимались все возможные меры по исполнению контракта.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что подрядчиком представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, соответственно отсутствуют основания для включения ООО "Тайфун" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия Красноярского УФАС России решила отказать заказчику во включении сведений об ООО "Тайфун" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Е.О. Хорышев
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 января 2024 г. N 024/10/104-27/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024