Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 9 УФСИН по Алтайскому краю" - Борискиной Татьяны Сергеевны, Богданова Константина Викторовича (после перерыва);
от ООО "ПромРу" - Шишкиной Анны Павловны (до перерыва), Алексеева Максима Владимировича, Зверева Георгия Владимировича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 9 УФСИН по Алтайскому краю" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПромРу", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 165 от 23.10.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0317100020723000039 "Швейное оборудование", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10 января 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 9 УФСИН по Алтайскому краю" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПромРу", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 165 от 23.10.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0317100020723000039 "Швейное оборудование".
16 января 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика настаивает на включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПромРу" в реестр недобросовестных поставщиков. Пояснил, что поставщик поставил товар с нарушением установленного контрактом срока. При приемке товара заказчиком было установлено, что часть поставленного товара не соответствует характеристикам, указанным в контракте. Поставщику был установлен десятидневный срок для замены товара. Однако в указанный срок товар не был заменен. Заказчик был заинтересован в поставки товара именно в 2023 году, поскольку неистраченные денежные средства на приобретение оборудования подлежали возвращению в бюджет в конце финансового года и не могли быть использованы в следующем году.
Представители поставщика против удовлетворения заявления возражают. Указали, что товар действительно был поставлен позже установленного срока, в связи с чем заказчиком поставщику была начислена пеня. Поставщик пеню оплатил. После отказа заказчика принять часть товара поставщик принял меры для урегулирования ситуации и поставки товара, соответствующего характеристикам, указанным в контракте. Вместе с тем, 21 декабря 2023 года от заказчика по электронной почте был получен проект соглашения о расторжении контракта, в котором заказчик фактически отказался от замены товара, ранее признанного им не соответствующим условиям контракта. Поставщик в тот же день подписал дополнительного соглашение и направил его заказчику. Вместе с тем, заказчик соглашение о расторжении контракта не подписал и принял односторонний отказ от исполнения контракта в связи с нарушением срока допоставки товара.
Опрошенный в заседании Комиссии сотрудник заказчика Богданов Константин Викторович пояснил, что соглашение о расторжении контракта было подготовлено им и направлено поставщику по электронной почте. Однако после подписания поставщиком данного соглашения руководство учреждения пришло к выводу, что оборудование необходимо, в связи с чем соглашение не было подписано со стороны заказчика.
Заслушав представителя, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
02 октября 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0317100020723000039 "Швейное оборудование". Начальная (максимальная) цена контракта - 951 390 руб. К поставке требовались:
- Одноигольная прямострочная швейная машина (17 шт.);
- Ручной пресс для дублирования и термопечати на текстильных материалах (1 шт.);
- Петельная машина челночного стежка (1 шт.);
- Вертикальный раскройный нож (1 шт.);
- Промышленный парогенератор с утюгом (1 шт.);
- Одноигольная прямострочная швейная машина с ножом для обрезки края материала (1 шт.);
- Промышленный 5-ти ниточный оверлок (1 шт.);
- Пресс для установки металлической фурнитуры с ударным механизмом (1 шт.).
На участие в закупке было подано три заявки. Все заявки были признаны соответствующими. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.10.2023 г. победителем закупки был признан участник, подавший заявку N 115088586, с ценовым предложением 764 425 руб. 90 коп. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 19,65%.
23 октября 2023 года по итогам закупки N 0317100020723000039 между ФКУ "Исправительная колония N 9 УФСИН по Алтайскому краю" и ООО "ПромРу" был заключен государственный контракт N 165, по условиям которого поставщик обязуется поставить швейное оборудование, в количестве, по цене и характеристикам, указанным в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в адрес государственного заказчика г. Рубцовск, ул. Тракторная, 26.
Согласно пункту 5.1 контракта поставка товара производится в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения государственного контракта.
Таким образом, товар должен быть поставлен заказчику до 07 ноября 2023 года (включительно).
Поскольку в указанный срок товар поставлен не был, заказчик направлял поставщику претензии об уплате пени. Пеня оплачена в полном объеме платежными поручениям N 908 от 21.12.2023 г., N 936 от 26.12.2023 г., N 949 от 29.12.2023 г.
Письмом от 14.11.2023 г. поставщик уведомил заказчика о готовности оборудования к отправке и принес извинения за доставленные неудобства.
Письмом от 28.11.2023 г. поставщик уведомил заказчика, что оправка оборудования планируется на 04.12.2023 г.
Поставщик поставил товар в полном объеме по счет-фактуре N 403 от 14.12.2023 г., на общую сумму 764 425 руб. 90 коп.
Заказчик принял товар 15.12.2023 г. частично, на сумму 686 669 руб. 62 коп. Принятый товар оплачен платежным поручением N 697 от 20.12.2023 г.
В мотивированном отказе от подписания акта приемки товара от 15.12.2023 г. заказчик указал:
- ручной пресс для дублирования и термопечати на текстильных материалах не соответствует условиям контракта по показателям: размер рабочей поверхности (80 х 40 см вместо 82 х 32 см), мощность нагревательного элемента (3,2 кВт вместо 3,5 кВт);
- вертикальный раскройный нож не соответствует условиям контракта по показателю скорость (3400 об/мин вместо 3450 об/мин);
- промышленный парогенератор с утюгом не соответствует условиям контракта по показателям номинальная емкость бойлера (3,8 литра вместо 5 литров), внешний корпус парогенератора (из стали вместо нержавеющей стали).
Заказчик потребовал от поставщика устранить допущенные нарушения в течение 10 календарных дней с момента получения мотивированного отказа.
Мотивированный отказ был размещен в Реестре контрактов, заключенных заказчиками, 15 декабря 2023 года.
Таким образом, заказчик установил поставщику срок для допоставки оборудования до 25 декабря 2023 года включительно.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик вправе в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель поставщика в заседании Комиссии указал, что несмотря на то, что заказчик установил поставщику срок замены оборудования, который втрое короче установленного контрактом срока, поставщик был готов как можно скорее допоставить необходимый товар.
Вместе с тем, 21 декабря 2023 года поставщик получил от заказчика по электронной почте Дополнительное соглашение к государственному контракту, где указано о его расторжении по соглашению сторон, а также сумма исполненных обязательств - 686 669 руб. 62 коп.
В тот же день данное дополнительное соглашение было подписано поставщиком и направлено по электронной почте заказчику.
Представитель поставщика в заседании Комиссии пояснил, что после получения вышеназванного соглашения пришел к выводу об утрате заказчиком интереса к замене непринятого товара.
Сотрудник заказчика Богданов К.В. пояснил, что руководство учреждения пришло к выводу, что оборудование необходимо в полном объеме, в связи с чем дополнительное соглашение не было подписано со стороны заказчика.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.3 контракт может быть расторгнут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, исключительно по следующим основаниям:
- по соглашению сторон;
- по решению суда по иску одной из сторон при существенном нарушении условий контракта другой стороной;
- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не произвел допоставку товара в установленный заказчиком срок (до 25 декабря 2023 года) 26 декабря 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 165 от 23.10.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10 января 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Между тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией установлено, что поставщик, допустив просрочку поставки товара, оплатил назначенную заказчиком пеню в полном объеме, при этом информируя заказчика о сроках отгрузки товара, и при выявлении заказчиком недостатков поставленного товара не отказался от его замены, несмотря на значительное уменьшение заказчиком срока устранения, установленного пунктом 5.3 государственного контракта.
Комиссия приходит к выводу, что после получения от заказчика проекта соглашения о расторжении контракта у поставщика были основания предполагать утрату заказчиком интереса к недопоставленному товару и отказаться от намерений поставить товар. Вместе с тем, заказчиком не представлены доказательства уведомления поставщика об отказе от расторжения контракта по соглашению сторон и желании получить недостающее оборудование.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении поставщика.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ПромРу".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 января 2024 г. N 022/10/104-12/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024