Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Ренессанс-Мед" Леоновой Марии Михайловны путем видеоконференции; после перерыва - без участия представителя заявителя,
от заказчика - КГБУЗ "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко, г.Новоалтайск" Воробьевой Алены Валериевны при личном присутствии,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Горбункова Андрея Васильевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323021330 "Поставка изделий медицинского назначения" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323021330 "Поставка изделий медицинского назначения".
Рассмотрение жалобы началось 15.01.2024 г.
Заявитель указывает, что описанию объекта закупки, в том числе по клиренсным характеристикам, соответствует диализатор только одного производителя - В.Braun, а также что заказчиком неправомерно установлено требование о совместимости диализаторов с имеющимся у заказчика оборудованием и положения п. 3.1.6 проекта контракта. Совместимость медицинского изделия с основным медицинским изделием (оборудованием) может определяться производителем расходного материала с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС по Алтайскому краю объявила перерыв в заседании Комиссии для изучения материалов дела.
После перерыва заседание Комиссии продолжилось 16.01.2024 г. Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика поддержали ранее изложенные позиции.
Заслушав стороны, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
25.12.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323021330 "Поставка изделий медицинского назначения", а также описание объекта закупки, проект контракта и др.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются диализаторы для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования двух типов.
В описании объекта закупки к диализаторам установлены требования к коэффициенту ультрафильтрации, объему заполнения, площади поверхности мембраны, типу мембраны, типу стерилизации, требование о полной совместимости с аппаратами "искусственная почка" Диалог+, имеющимися у Заказчика и находящимися на гарантии.
Вопреки доводам заявителя требования к клиренсовым характеристикам по креатинину, мочевине, фосфату, витамину В12 в описании объекта закупки не установлены.
Согласно п. 2.3.1. письма ФАС России от 18.04.2011 г. N АК/14239 ( далее - письмо ФАС России) анализ данных, представленных участниками рынка, врачебным сообществом, главными специалистами с учетом клинической практики позволяет сделать вывод о том, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор, в котором происходит очищение крови от токсинов. Крепление диализатора к АИП универсально, т.е. любой диализатор можно закрепить на любом АИП. Диализаторы являются важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом расходного материала, эффект лечения в существенной степени зависит от характеристик диализатора и его мембраны. Диализаторы различаются по следующим показателям: материал мембраны, объем заполнения контура крови диализатора, коэффициент ультрафильтрации (КУФ), площадь поверхности мембраны, стерилизация диализатора. Таким образом, в результате анализа ФАС России установила, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров: по коэффициенту ультрафильтрации (КУФ); по материалу изготовления мембраны; по площади поверхности мембраны; по способу стерилизации; по объему заполнения.
Таким образом, детализация характеристик закупаемых диализаторов указана заказчиком с учетом разъяснений ФАС России.
Довод заявителя о том, что установленным значениям характеристик соответствуют диализаторы только одного производителя - В.Braun, документально не подтвержден. В жалобе заявитель приводить сравнительный анализ соответствия требованиям заказчика диализатора производителя В.Braun и диализатора производителя Chengdu по первой позиции , диализатора производителя В.Braun и диализатора производителя ПО РОСТМТ по второй позиции, при этом указывает значение показателя "коэффициент ультрафильтрации" - 17 мл/час/мм.рт.ст., "объем заполнения" - 120 мл ( позиция 1), значение показателя "коэффициент ультрафильтрации" - 15 мл/час/мм.рт.ст., "объем заполнения" -
135 мл по позиции 2 , как установленные заказчиком в описании объекта закупки, в то время как в описании объекта закупки по обоим позициям указаны значения характеристик "коэффициент ультрафильтрации" -
20 мл/час/мм.рт.ст., "объем заполнения" -
100 мл.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия осуществляются в соответствии с разработанной производителем (изготовителем) медицинского изделия технической и (или) эксплуатационной документации. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комиссией установлено, что согласно п. 3.1.6 проекта контракта во избежание причинения вреда жизни и здоровья граждан и медицинских работников Поставщик при поставке Товара обязан представить документальное подтверждение от изготовителя аппаратов "искусственная почка" Диалог+ (компания B.Braun), используемых Заказчиком в медицинской деятельности, о возможности совместного использования с данными аппаратами расходных материалов поставляемых в рамках контракта, при условии если такие расходные материал не являются "оригинальными", т.е. изготовлены производителями отличными от изготовителя аппаратов "искусственная почка" Диалог+.
Заказчиком представлено руководство по эксплуатации аппарата для гемодиализа Dialog+ производителя B.Braun Avitum AG (апрель 2009 г.), согласно которому для обеспечения полной работоспособности аппарата рекомендовано использовать продукцию, одобренную B.Braun Avitum AG (п. 12.2.3 "Принадлежности, расходные материалы, запасные части").
Согласно также предоставленному заказчиком руководству по эксплуатации 9.1х аппарата для гемодиализа Dialog+ производителя B.Braun Avitum AG (октябрь 2021 г.) для обеспечения полной работоспособности аппарата к использованию допускаются только изделия производства компании В.Braun. В качестве альтернативы допускается использование расходных материалов, которые
- соответствуют требованиям действующего законодательства в вашей стране и
- выпускаются производителями для использования с этим аппаратом.
Допускается использование только оригинальных принадлежностей и запасных частей, изготовленных В.Braun Avitum AG и распространяемых В.Braun Avitum AG или уполномоченными дистрибьюторами (п. 12.2.3 "Принадлежности, расходные материалы, запасные части").
Таким образом, из руководства по эксплуатации аппарата для гемодиализа Dialog+ (октябрь 2021 г.) следует, что допускается использование расходных материалов иных производителей, если они выпускаются непосредственно для аппарата Dialog+.
В связи с чем, установленное заказчиком требование п. 3.1.6 контракта обусловлено порядком и правилами эксплуатации аппарата для гемодиализа, определенным его производителем.
Довод заявителя о том, что совместимость медицинского изделия с основным медицинским изделием (оборудованием) может определяться производителем расходного материала с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал не соответствует выводам Верховного Суда РФ, изложенным в решении от 16.08.2021 г. N АКПИ21-444, согласно которому возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования, что впоследствии подтверждается выданным Росздравнадзором регистрационным удостоверением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 января 2024 г. N 022/06/33-13/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024