Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Министерства спорта Алтайского края - Чудовой Натальи Александровны, Гришко Дарьи Александровны,
от ООО "Инженерно-техническая экспертиза" - Филимонова Дмитрия Андреевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Министерства спорта Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Инженерно-техническая экспертиза", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 1910/2021 от 26.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321013251 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство крытого футбольного манежа с трибунами на 1500 мест по адресу: пр-т Ленина, д. 152а", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09 января 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Министерства спорта Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Инженерно-техническая экспертиза", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 1910/2021 от 26.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321013251 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство крытого футбольного манежа с трибунами на 1500 мест по адресу: пр-т Ленина, д. 152а".
В заседании Комиссии 15 января 2024 года был объявлен перерыв до 16 января 2024 года.
16 января 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об ООО "Инженерно-техническая экспертиза" в реестр недобросовестных поставщиков. Указали, что все работы (включая получения положительного заключения государственной экспертизы) должны были быть завершены до 25 декабря 2021 года. Стороны не заключали дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ, вместе с тем, заказчик пошел на встречу подрядчику для получения результата работы. Заказчиком были приняты и оплачены первый и второй этапы работ - выполнение инженерных изысканий (в январе 2022 года) и выполнение разделов проектной-сметной документации в соответствии с заданием на проектирование, для проведения государственной экспертизы (в декабре 2022 года). Вместе с тем, третий этап - выдача проектно-сметной документации после получения положительного заключения государственной экспертизы с внесенными после проверки изменениями и получения необходимых согласований так и не был исполнен.
Представитель подрядчика возражает против удовлетворения обращения заказчика. Указал, что изначально было очевидно, что контракт не может быть исполнен за два месяца. Тем не менее, общество выполнило обязанности по контракту и результата по первому и второму этапу были приняты и оплачены заказчиком. Вместе с тем, в марте 2023 года КАУ "Государственная экспертиза Алтайского края" обществу были возвращены предоставленные для проведения экспертизы документы по причинам, зависящим прежде всего от заказчика. Поскольку заказчик не реагировал на предложения подрядчика об урегулировании ситуации и приведения документов в соответствие, подрядчик был вынужден приостановить работы.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
30 сентября 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321013251 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство крытого футбольного манежа с трибунами на 1500 мест по адресу: пр-т Ленина, д. 152а". Вместе с извещением заказчиком размещено задание на проектирование. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 руб.
На участие в закупке были поданы две заявки. Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.10.2021 г. обе заявки допущены к участию в аукционе. Ценовое предложение было подано только одним участником. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 15.10.2021 г. участник признан соответствующим требованиям, установленным документацией об аукционе.
26 октября 2021 года по итогам закупки N 0817200000321013251 между Министерством спорта Алтайского края и ООО "Инженерно-техническая экспертиза" был заключен муниципальный контракт N 1910/2021, по условиям которого подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию заказчика выполнить работу по разработке проектно-сметной документации на строительство крытого футбольного манежа с трибунами на 1500 мест по адресу: пр-т Ленина, д. 152а (далее - "работа") и сдать ее результат заказчику. Результатом выполненной работы являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
Состав и объем работы определяется приложением N 1 к контракту - Заданием на проектирование.
В разделе 4 контракта определено, что работа выполняется в сроки, установленные Графиком выполнения работы, приведенным в приложении N 2 к контракту, который включает:
- выполнение инженерных изысканий (срок выполнения этапа: с момента подписания контракта сторонами до 25 декабря 2021 года);
- выполнение разделов проектной-сметной документации в соответствии с заданием на проектирование, для проведения государственной экспертизы (срок выполнения этапа: с момента подписания контракта сторонами до 25 декабря 2021 года);
- выдача проектно-сметной документации после получения положительного заключения государственной экспертизы с внесенными после проверки изменениями и получения необходимых согласований (срок выполнения этапа: с момента подписания контракта сторонами до 25 декабря 2021 года).
Дополнительным соглашением от 24.12.2021 г. к государственному контракту N 1910/2021 от 26.10.2021 г. сторонами пункт 2.1 изменен: цена контракта установлена на 2021 год - 960 000 руб., на 2022 г. - 7 000 000 руб.
Письмом от 24.12.2021 г. подрядчик гарантировал предоставление результатов выполнения проектных изысканий и результаты выполнения разделов проектной проектно-сметной документации в соответствии с заданием на проектирование, для проведения государственной экспертизы в срок до 25 декабря 2022 года.
24 января 2022 года сторонами подписан акт сдачи-приемки 1 этапа по государственному контракту N 1910/2021 от 26.10.2021 г. Платежным поручением N 233541 от 27.01.2022 г. работы 1 этапа оплачены заказчиком.
В течение 2022 года подрядчик проводил работы, информируя заказчика о необходимости предоставлении дополнительной информации.
В частности, в письмах от 04.08.2022 г. и 10.08.2022 г. подрядчик просил указать класс объекта по значимости в соответствии с СП 132.13330.3011 п. 6.3.
В письме от 18.08.2022 г. заказчик указал, что проектированный объект является объектом 1 класса по значимости.
Письмом от 09.12.2022 г. подрядчик гарантирует предоставление проектно-сметной документации после получения положительного заключения государственной экспертизы с внесенными после проверки изменениями и получения необходимых согласований по истечении 62 дней с момента заключения договора с государственной экспертизой, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145 - ориентировочно до 07 апреля 2023 года.
27 декабря 2022 года сторонами подписан акт сдачи-приемки 2 этапа по государственному контракту N 1910/2021 от 26.10.2021 г. Платежным поручением N 777823 от 28.12.2022 г. работы 2 этапа оплачены заказчиком.
В письме от 17.03.2023 г. подрядчик указал, что 10.03.2023 г. проектная документация была направлена для проведения экспертизы, однако по результатам проведенной проверки выявлены недостатки, явившиеся основанием для отказа в принятии этих документов на экспертизу:
- в документах застройщиком является КГБУ СП "СШОР по футболу А. Смертина", а правообладателем земельного участка и заказчиком - Министерство спорта Алтайского края;
- задание на проектирование, проектная документация не содержат идентификационного признака объекта по его назначению;
- в представленных документах не совпадают сведения об источниках финансирования.
Письмом от 05.04.2023 г. подрядчик уведомил заказчика о приостановлении производства работ до получения соответствующей документации на земельные участки для устранения недостатков, являющихся основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу - необоснованно застройщиком указано Министерство спорта Алтайского края, тогда как в распоряжении Алтайкрайимущества от 30.04.2021 г. N 377 застройщиком является КГБУ СП "СШОР по футболу А. Смертина".
20 июня 2023 года заказчик направил подрядчику претензию о просрочке исполнения обязательств и начислении пени.
В письме от 23.06.2023 г. подрядчик указал, что считает претензию необоснованной, поскольку запрошенные у заказчика документы официально в адрес подрядчика не поступали.
В письме от 13.07.2023 г. подрядчик обратился с просьбой о внесении изменений в пункт 2.3 Задания на проектирование.
В письме от 24.08.2023 г. заказчик просил подготовить и направить для согласования дополнительное задание на проектирование.
Проект дополнительного соглашения к государственному контракту поступил в адрес заказчика 04.09.2023 г. и предполагал не только внесение изменений в пункт 2.5 "Конструктивные решения, изделия, материалы несущих конструкций", но и в пункт 1.7 Задания на проектирование (Источник финансирования - краевой бюджет и внебюджетные фонда вместо краевого бюджета), а также дополнение Задания на проектирование пунктом 1.15 "Класс объекта капитального строительства по его назначению и функционально-техническим особенностям".
В письме от 27.10.2023 г. подрядчик уведомил о готовности для прохождения государственной экспертизы и просил направить электронную версию чертежа градостроительного плана земельного участка.
Сопроводительным письмом заказчик направил подрядчику указанный документ в электронном виде, указав, что ранее оригинал градостроительного плана земельного участка был передан подрядчику в бумажном варианте.
23 ноября 2023 года подрядчик направил заказчику письмо, в котором указал, что увеличение сроков выполнения работ связано с тем, что необходимые для производства работ документы изначально не были переданы заказчиком в полном объеме, а также с тем, что данные документы были некорректно составлены. В связи с эти подрядчик, в случае необходимости окончания работ, просит перед возобновлением после приостановления выполнения работ до получения нового утвержденного задания на проектирование также согласовать сроки, внеся изменение в приложение N 2 государственного контракта путем заключения дополнительного соглашения и установления согласованных сроков с целю устранения возможных споров, связанных со взысканием неустойки или применением иных штрафных санкций за несвоевременное исполнение по срокам. Также просит подтвердить, что стороны не имеют на данной стадии взаимных претензий по уже выполненной работе, а также стороны не имеют претензий материального и иного характера по причинам и лицам, виновным в несвоевременном исполнении условий контракта по существенному пропуску срока.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
нарушение срока выполнения отдельного этапа выполнения работы подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работы, которое составляет более 7 (семь) дней с момента истечения срока выполнения отдельного этапа выполнения работы, предусмотренного Графиком выполнения работы;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательства по контракту;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Поскольку подрядчик выполнил только 1 и второй этапы работ, с просрочкой исполнения обязательств, 19 декабря 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 1910/2021 Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 09 января 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Комиссией установлено, что подрядчиком с нарушением срока были выполнены первый и второй этапы работ. Результаты данных этапов были приняты и оплачены заказчиком.
Вместе с тем, подрядчиком не было представлено достаточных доказательств наличия препятствий для передачи разработанной проектной документации для повторного проведения государственной экспертизы осенью 2023 года после того, как весной 2023 года документация экспертным учреждением принята не была и стороны государственного контракта предприняли необходимые действия для устранения замечаний.
Подрядчиком также не были представлены сведения об отсутствии в подготовленной проектной документации сведений и документов, что могло бы быть основанием для отказа в принятии на экспертизу проектной документации.
Стремление подрядчика в первую очередь к устранению возможных споров, связанных со взысканием неустойки или применением иных штрафных санкций за несвоевременное исполнение государственного контракта по срокам, не может быть расценено Комиссией как достаточное основание для приостановления исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения подрядчика: подрядчик не исполнил работы по третьему этапу государственному контракта при отсутствии достаточных к тому причин. Ни заказчику, ни Комиссии подрядчиком не были представлены доказательства обратного.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение подрядчиком заключенного контракта на условиях, предусмотренных извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе информация об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого реестра юридических лиц, учредителями ООО "Инженерно-техническая экспертиза" являются пять физических лиц, каждый из которых владеет 1/5 (20 %) уставного капитала общества. В связи с изложенным, ни один их участников юридического лица не может быть признан лицом, способным оказывать влияние на деятельность юридического лица. Сведения о них не могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ООО "Инженерно-техническая экспертиза" ИНН 6670387749 / КПП 667101001 (620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 5, оф. 315, директор Селюк Денис Петрович (ИНН 667007707340) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 января 2023 г. N 022/10/104-7/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024