Резолютивная часть решения объявлена: 15.01.2024 года.
В полном объеме решение изготовлено: 18.01.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Тельпов И.А. - председатель Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя ООО "МИТРА" - Логиновой В.В.: (доверенность б/н от 18.06.2023 года), Ельшиной К.Т.: (доверенность б/н от 18.06.2023 года),
в отсутствие представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
в отсутствие представителя ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" (о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом III Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", рассмотрев обращение ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МИТРА" в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта на поставку продуктов питания (фрукты) (номер извещения 0131200001023014318),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступило обращение ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МИТРА" (далее - Участник закупки) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта на поставку продуктов питания (фрукты) (номер извещения 0131200001023014318),
Изучив материалы дела, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
30.11.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131200001023014318 (далее - Извещение) о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (фрукты).
На основании ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
13.12.2023 г. согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ООО "МИТРА" признано победителем закупки с ценовым предложением 3 297 925, 14 руб. (Три миллиона двести девяносто семь тысяч девятьсот двадцать пять рублей 14 копеек), снижение начальной (максимальной) цены составляет 1,50%.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе
15.12.2023 г. Заказчик направил Участнику закупки проект контракта.
Однако, по мнению Участника закупки, Заказчиком необоснованно были применены положения пункта 1.3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н и допущено снижение цен на 15%.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
22.12.2023 г. ООО "МИТРА" направляет Заказчику письмо-обоснование отклонения контракта и отклоняет контракт.
26.12.2023 г. Заказчиком повторно в адрес Участника Закупки направляется контракт без корректировки по ценам и ответ на протокол разногласий к контракту по результатам аукциона N 0131200001023014318.
27.12.2023 г. на электронный адрес Заказчика, Участник закупки направил письмо о предупреждении обращения в УФАС по Воронежской области в связи с нарушением своих прав.
27.12.2023 г. Участник закупки подал в УФАС по Воронежской области жалобу на действия (бездействие) Заказчика по электронному аукциону на поставку продуктов питания (фрукты) (номер извещения 0131200001023014318).
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
28.12.2023 г. Заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта Участником закупки на поставку продуктов питания (фрукты) (номер извещения 0131200001023014318).
29.12.2023 года в Управление поступила жалоба ООО "МИТРА" на действия ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" при проведении аукциона на поставку фруктов (извещение N0131200001023014318).
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и представленные доказательства, заслушав представителей Участника закупки, Заказчика и Уполномоченного органа, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В Протоколе подведения итогов NИЭА1 от 14.03.2023 г. (далее - Протокол) из 5 заявок, поданных на участие в закупке, заявка с идентификационным номером N115545870 содержала предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Российская Федерация. Однако победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки N115541020 (т. е. Заявитель), предложивший к поставке товары иностранного происхождения (Эквадор, Турция, ЮАР), в связи с чем, в силу подп. "а" п. 1.3 Приказа N126н, цена заключаемого контракта уменьшена Заказчиком на 15%.
Так, не согласившись уменьшением цены контракта, 22.12.2023 г. Заявителем направлен протокол разногласий с требованием заключить контракт по цене предложенной Заявителем, который не был принят Заказчиком, полагающим, что Приказ N126н применен правомерно.
Однако, Комиссия Воронежского УФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупки фруктов, в рамках которой было установлено, что применение Приказа N 126н невозможно, так как закупаемые фрукты (в т. ч. бананы), пригодные в пищу, не произрастают и не производятся в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России признала жалобу ООО "Митра" на действия ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж" при проведении аукциона на поставку фруктов (извещение N0131200001023014318) обоснованной, признала в действиях Заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 34, пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении проекта контракта, содержащего ненадлежащую цену.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено подпунктом а) пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии, представитель Участника закупки пояснил, у Участника закупки отсутствовало намерение уклонится от заключения контракта.
В силу пп. "б" п. 14 Правил, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
По обстоятельствам дела Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что уклонение от заключения контракта было вызвано нарушением законодательства со стороны Заказчика, что исключает применение к Участнику закупки такой санкции как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МИТРА".
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 января 2024 г. N 036/06/104-42/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024