Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 января 2024 г. N N 055/10/99-1505/2023
12 января 2024 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 25.12.2023 N 249/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - договор от 12.09.2023 N РГ0053073/ТКО, (реестровый номер 2550103409523000247), осуществленной бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" (далее - заказчик, учреждение, БУЗОО "ГДКБ N 3"),
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС), на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе 12.09.2023 между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Магнит" (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области) заключен договор N РГ0053073/ТКО (реестровый номер 2550103409523000247, индивидуальный код закупки 232550103409555010100101910010000244) с ценой контракта 637 255,25 руб., предметом которого является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также ТКО) (далее - договор, закупка).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В Омское УФАС России поступили обращения ООО "ЭКОЦЕНТР" (вх. N 11396-ЭП/23 от 04.12.2023, N 12237/23 от 21.12.2023) (далее - заявитель), содержащего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при осуществлении указанной закупки.
По мнению заявителя, заказчик заключил с обществом с ограниченной ответственностью "Магнит" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по которому фактически осуществляется обращение медицинских отходов, путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, незаконно, поскольку медицинские отходы и твердые коммунальные отходы не могут отождествляться.
25.12.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/8077/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос заказчиком были представлены (вх. N 12409/23 от 25.12.2023 и N 241-ЭП/24 от 12.01.2024) пояснения, содержание которых сводится к отсутствию в их действиях нарушений.
В отношении части запроса Омского УФАС России, касающегося информации о том, обращение каких отходов фактически осуществляется по договору, БУЗОО "ГДКБ N 3" представило письменные пояснения, согласно которым фактически по договору осуществляется обращение твердых коммунальных отходов, в том числе с приравненными к твердым коммунальным отходам медицинских отходов класса А, а также отходов класса Б и В после соответствующего обеззараживания.
Согласно статье 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе к одному из случаев возможности осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесено оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, отходами I и II классов опасности, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Комиссией установлено, что предметом договора, исходя из положений пункта 1.1 договора, является: "По Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем Договоре (Приложение N1), и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (Приложение N2)".
Пунктом 3.3.5 договора установлено, что региональный оператор имеет право не принимать от потребителя отходы, не относящиеся к ТКО.
Приложение N 1 договора содержит таблицу "Информация по предмету договора", в единственной позиции которой предусмотрено следующее наименование твёрдых коммунальных отходов - 73310001724 Мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный соответствующий коду федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) 7 33 100 01 72 4 "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", установленному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Из вкладки "исполнение (расторжение) контракта" реестра контрактов следует, что стоимость исполненных сторонами договора обязательств составляет 637 255,25 руб.
Также во вкладке "вложения" реестра контрактов на эту же сумму размещены копии документы о приемке с указанием в них вида оказанных услуг - "Услуги по обращению с отходами (ТКО)":
- счет-фактура N 115238 от 30.09.2023 (универсальный передаточный документ) на сумму 91 625,33 руб. за сентябрь 2023 (фактическая дата подписания документа заказчиком - 10.10.2023);
- счет-фактура N 128406 от 31.10.2023 (универсальный передаточный документ) на сумму 183 853,56 руб. за октябрь 2023 (фактическая дата подписания документа заказчиком - 07.11.2023);
- счет-фактура N 140545 от 30.11.2023 (универсальный передаточный документ) на сумму 177 922,80 руб. за ноябрь 2023 (фактическая дата подписания документа заказчиком - 01.12.2023);
- счет-фактура N 153808 от 25.12.2023 (универсальный передаточный документ) на сумму 183 853 56 руб. за декабрь 2023 (фактическая дата подписания документа заказчиком - 25.12.2023).
Таким образом, Комиссией установлено, что спорный договор заключен исключительно на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.
Следовательно, при заключении контракта нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком не было допущено.
При этом Комиссия разделяет позицию заявителя о том, что медицинские отходы класса А лишь приближены по составу к ТКО, при этом из санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, не следует, что такие отходы должны обращаться как ТКО.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации (см. определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180, от 10.07.2023 N 309-ЭС22-25256).
В письменных пояснениях БУЗОО "ГДКБ N 3" (вх. N 241-ЭП/24 от 12.01.2024) также указано: "Бюджетное учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3", которое при осуществлении медицинской деятельности вырабатывает медицинские отходы, производит в соответствии с утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами обеззараживание медицинских отходов классов Б и В, которые вследствие этого трансформируются в медицинские отходы класса А, что было установлено но результатам проверки Омским межрайонным природоохранным прокурором (Определение Омского областного суда (апелляционной инстанции) по Делу N 33-7509/2022 (2-2642/2022) 27 декабря 2022 года). Бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" осуществлена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отношении участка обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В; организован учет отходов, образующихся в результате обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживание насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов "БАЛТНЕР 11-100 НЕКСТ" - "отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные" (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года N 242 - 74784355715) и "отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компилированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически не опасные" (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года N 242 - 74784351715), в соответствии с требованиями Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года N 1028. Биологический материал, который образуется в крайне малом количестве в учреждении, БУЗОО "ГДКБ N 3" передается согласно Договору на выполнение безвозмездных работ и оказания услуг от 16.01.2016 г. заключенный с БУЗОО "ГБ N 3", предметом которого являются диагностические исследования операционного материала. Биологический материал после диагностических мероприятий в БУЗОО "ГДКБ N 3" не возвращается, а предоставляется заключение по результату исследования. В отношении безвредного медицинского класса А Арбитражным судом Омской области 27 июня 2023 года по Делу N А46-5431/2023 (далее - Решение суда) по исковому заявлению БУЗОО "ГДКБ N 3" принято решение о том, что Общество е ограниченной ответственностью "Магнит" обязано заключить договор с БУЗОО "ГДКБ N 3" па оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, с приравненными к твердым коммунальным отходам, медицинским отходам класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания (обезвреживания) в редакции проекта договора, предоставленного БУЗОО "ГДКБ N 3". Настоящее Решение суда вступило в силу.
Фактически по договору N РГ0053073/ТКО от 12 сентября 2023 года осуществляется вывоз ТКО в том числе с приравненными с ТКО медицинскими отходами класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания".
Таким образом с учетом пояснений заказчика о том, что фактически по договору помимо оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется и обращение медицинских отходов, Комиссия считает необходимым передать материалы настоящей проверки в Главное управление финансового контроля Омской области для осуществления проверки в части фактического соблюдения условий договора N РГ0053073/ТКО (реестровый номер 2550103409523000247, индивидуальный код закупки 232550103409555010100101910010000244), а также в Министерство здравоохранения Омской области для осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при обращении с медицинскими отходами.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" при заключении договора от 12.09.2023 N РГ0053073/ТКО, (реестровый номер 2550103409523000247) соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Передать материалы внеплановой проверки в Главное управление финансового контроля Омской области для осуществления проверки в части соблюдения условий договора N РГ0053073/ТКО (реестровый номер 2550103409523000247, индивидуальный код закупки 232550103409555010100101910010000244), а также в Министерство здравоохранения Омской области для осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 января 2024 г. N 055/10/99-1505/2023 (ключевые темы: медицинские отходы - твердые коммунальные отходы - региональный оператор - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2024