Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича (далее - ИП Кравченко А.В., Индивидуальный предприниматель, Заявитель) (вх. N 9987/23 от 28.12.2023), поступившую по подведомственности из ФАС России, на действия министерства здравоохранения Тульской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" (закупка N 0366200035623008361)(далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) на основании доверенности;
- представителя Заказчика на основании доверенности;
- индивидуального предпринимателя Кравченко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заседание Комиссии Тульского УФАС России назначено на 10.01.2024 на 15 часов 30 минут (московского времени).
29.12.2023 от ИП Кравченко А.В. поступило ходатайство о переносе времени заседания Комиссии. Также в ходатайстве заявлены требования:
- считать все высказанные на заседании дополнительные доводы по вновь открывшимся обстоятельствам, доводами поданной жалобы с последующим рассмотрением и считать дополнением к поданной жалобе;
- о ведении аудиозаписи;
- считать заседание несостоявшимся в случае задержки начала заседания более 5 минут от официально назначенного в уведомлении времени;
- предоставить документы для подготовки к рассмотрению жалобы по существу не позднее 1 дня, предшествующему заседанию - документы для ознакомления от участников заседания - сравнительные таблицы, ТХ, КП, объяснения, обоснования, заявки участников и т.п. В противном случае могут быть ущемлены права участников;
- заявляет возражения относительно не получения официального ответа на ходатайства, направленные до заседания Комиссии.
В остальной части ходатайство носит характер ссылок на судебную практику поддержку ранее заявленных доводов жалобы.
Тульским УФАС России 29.12.2023 Индивидуальному предпринимателю направлен по адресу электронной почты, указанному в ходатайстве, письменный ответ по существу требований, изложенных в ходатайстве.
Незамедлительно, после получения письменной позиции Заказчика и Уполномоченного учреждения, данные документы 10.01.2024 в 11:13 МСК направлены в адрес ИП Кравченко А.В. по электронной почте, указанной, в том числе в жалобе.
В ходе заседания Комиссии Индивидуальный предприниматель также заявил устные ходатайства, в том числе:
- о переносе даты заседания комиссии;
- о ведении аудио и видеозаписи;
- считать все высказанные на заседании дополнительные доводы по вновь открывшимся обстоятельствам, доводами поданной жалобы с последующим рассмотрением и считать дополнением к поданной жалобе;
- о предоставлении документов и сведений, представленных Заказчиком и Уполномоченным учреждением.
Комиссией рассмотрено устное ходатайство ИП Кравченко А.В.; последнему было разъяснено, что ведение аудио и видеозаписи заседания Комиссии не запрещено действующим законодательством, является его правом; время и дата заседания Комиссии определяются графиком Тульского УФАС России и изменению не подлежат.
10.01.2024 в 15:49 МСК в адрес ИП Кравченко А.В. по электронной почте, указанной, в том числе в жалобе, повторно направлена письменная позиция Заказчика и Уполномоченного учреждения; по требованию Заявителя объявлен перерыв в заседании Комиссии для предоставления ему возможности ознакомления с позицией Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Относительно ходатайства о продлении срока рассмотрения жалобы Комиссией было разъяснено, что на основании части 3 статьи 106 Закона контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом Комиссия особо отметила, что Законом не предусмотрена процедура продления срока рассмотрения жалобы, поступившей в рамках главы 6 Закона. На основании вышеизложенного Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении вышеуказанного ходатайства.
Заявитель жалобы на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 18.12.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 900 000,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения данного дела Заказчиком не заключен.
В результате рассмотрения жалобы, представленных документов и сведений, Комиссия установила следующее.
1. Комиссия считает необходимым отметить, что доводы ИП Кравченко А.В. о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Индивидуальный предприниматель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
2. Согласно доводу жалобы техническим характеристикам, в полной мере, не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования, присутствующая в едином реестре радиоэлектронной продукции. Описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что на день подачи жалобы в едином реестре российской радиоэлектронной продукции зарегистрировано как минимум четыре ультразвуковых аппарата, соответствующих тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке:
1) АО НПО "Сканер" N РЭ-3289/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65-М" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями.
2) АО НПО "Сканер" N РЭ-3243/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями.
3) АО НПО "Сканер" N РЭ-3290/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 70П" по ТУ 26.60.12-004-98204792-2020 с принадлежностями.
4) АО "НИПК "ЭЛЕКТРОН" N РЭ-4832/22 - Система диагностическая для ультразвуковых исследований УЗИ-ЭЛЕКТРОН.
Таким образом, по мнению Заявителя, требования к товарам Заказчиком установлены таким образом, что ни одна модель, содержащееся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, не соответствует требованиям технического задания, что указывает на невозможность реализации положений Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие данной нормы издано Постановление N 878, в соответствии с которым установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Установлено, что извещение о Закупке, сформированное с использованием единой информационной системы, в соответствии с положениями статьи 14 Закона содержит информацию о наличии в рассматриваемой Закупке установленного ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с положениями Постановления N 878.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 878 в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр).
В силу пункта 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 определено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.
На основании вышеизложенного, единственным условием установления ограничений для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных Постановлением N 878, является нахождение товара в Перечне (о чем Заказчик указал в извещении о Закупке), а нахождение товара в Реестре является исключительно подтверждением страны происхождения товара.
При этом Постановлением N 878 не установлены требования о том, что описание объекта закупки должно быть составлено на основании характеристик товаров, содержащихся в Реестре.
Установление заказчиком в извещении о Закупке характеристик товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности медицинских организаций в силу их потребностей, не противоречит положениям Закона.
В связи с чем рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно позиции Индивидуального предпринимателя, Заказчиком не исполнены требования Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление N 2014) в части закупки аппаратов ультразвукового исследования российского производства не менее 80%.
Комиссия отмечает, что статьей 30.1 Закона установлены особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок.
В силу части 5 ст. 30.1 Закона оценка выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с использованием единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 2014 законодателем определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
При этом пунктом 5 Постановления N 2014 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Таким образом, антимонопольный орган не уполномочен осуществлять оценку достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Постановлением N 2014, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения Заказчиком указанного постановления не может быть осуществлено.
4. В отношении довода Заявителя о нарушениях, допущенных Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 Закона. Указанными полномочиями наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В связи с чем жалоба Заявителя 28.12.2023 направлена Тульским УФАС России в министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области для рассмотрения в рамках компетенции, о чем Заявитель был уведомлен.
5. В жалобе ИП Кравченко А.В. указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В обоснование своей позиции Индивидуальный предприниматель сообщает, что закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, в связи с чем у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 1236.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Комиссией установлено, что согласно извещению о Закупке запрет, предусмотренный положениями Постановлением N 1236, Заказчиком не установлен.
При этом согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Исходя из вышеизложенных положений Постановления N 1236, под программным обеспечением понимается, в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта подлежит установка программного обеспечения.
Из пояснений Заказчика следует, что предметом закупки в данной ситуации является оборудование, а не программное обеспечение. Программы, которые могут поставляться с оборудованием, являются встроенными микропрограммами, необходимыми для функционирования закупаемого оборудования.
Встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана.
Микропрограмма является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
Объектом закупки является Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, программное обеспечение которой является ее составной частью и не обладает характеристиками, определенными в пункте 2.1 Постановления N 1236.
Законом, а также Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения рассматриваемого запрета при закупках оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением), без которого применение данного оборудования невозможно, также в документации о Закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него в результате исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, учитывая пункт 2.1 Постановления N 1236, Комиссия приходит к выводу, что объект закупки не подпадает под действие Постановления N 1236, поскольку поставка техники (оборудования) с предустановленным производителем программным обеспечением не является объектом регулирования Постановления N 1236.
Так как в рамках данного электронного аукциона Заказчиком закупается оборудование, при этом отдельная поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, Комиссия приходит к выводу, что не установление Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что рассмотренный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
6. Также Заявитель сообщает, что при описании закупаемых изделий Заказчиком использована неправомерная позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", поскольку закупаемому изделию, в том числе, соответствуют позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", 26.60.12.132-00000037 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети".
Указанное Заявитель обосновывает тем, что в Описании объекта закупки предусмотрено, что система должна визуализировать не только сердечно-сосудистую систему, но и более широкую диагностику организма. При этом Заказчиком требуется область применения системы: абдоминальные исследования, акушерство и гинекология, исследования сосудов, кардиология, маммология, неврология, неонатология, онкология, педиатрия, поверхностные органы и системы, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования, урология, чреспищеводные исследования, транскраниальные исследования у взрослых, что свидетельствует о неправомерности применения кода КТРУ, предусмотренного извещением о Закупке.
Относительно рассматриваемого довода Индивидуального предпринимателя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона , которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании подпункта "г" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования КТРУ.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона.
В соответствии с извещением о Закупке Заказчиком закупается продукция с использованием кода КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", в отношении которой в каталоге отсутствует описание во вкладке "Описание товара, работы, услуги", ввиду чего требования к товару установлены Заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона.
Не согласившись с доводами жалобы ИП Кравченко А.В., Заказчик сообщил, что в рассматриваемой закупке он использовал позицию КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", обязательную к применению с 01.07.2019, поскольку потребность Заказчика состоит в приобретении ультразвукового аппарата для исследования сердца и сосудов.
Объект закупки полностью соответствует цели исследования сердечно-сосудистой системы и не подходит для исследования других систем организма человека; объект закупки не является универсальной системой ультразвуковой визуализации, следовательно, коды КТРУ 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не могут быть применены в данном электронном аукционе.
Позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не учитывают ряд важнейших конструктивных и функциональных особенностей описываемого товара, которые крайне важны для Заказчика, и присутствуют в техническом регламенте по составлению описания объекта закупки на Ультразвуковые аппараты экспертного класса, в частности - ГОСТ Р 56327-2014.
Другие позиции КТРУ не отображают технических характеристик товара "системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", необходимого к поставке, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке практически любой системы ультразвуковой визуализации, совершенно не отвечающей требованиям Заказчика.
Характеристики аппарата, указанные в Описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются избыточными.
Установление более высоких требований к закупаемому оборудованию продиктовано принципом стимулирования инноваций, который гласит, что при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путём закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Так в подпункте 1 пункта 7 Описания объектом закупки Заказчиком предусмотрена область применения Системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы: абдоминальные исследования, акушерство и гинекология, исследования сосудов, кардиология, маммология, неврология, неонатология, онкология, педиатрия, поверхностные органы и системы, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования, урология, чреспищеводные исследования, транскраниальные исследования у взрослых.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Описании объекта закупки указана область применения оборудования, которая свидетельствует об универсальности приобретаемого изделия, в то время как Заказчиком при описании объекта закупки применена позиция КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", которая соответствует идентификационному уникальному номеру вида медицинского изделия 192070, в описании которого, в том числе указано: "предназначена для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии)".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что используемая Заказчиком позиция КТРУ не соответствует закупаемому изделию.
Иного Комиссии не доказано.
При этом пояснения Заказчика о том, что предлагаемые Заявителем позиции КТРУ не соотносятся с потребностью Заказчика в закупаемом изделии ввиду отсутствия во вкладке "Описание товара, работы, услуги" необходимых Заказчику характеристик, не может быть принята во внимание, поскольку положения Правил использования КТРУ обязывают применять информацию, включенную в каталог при наличии соответствующей позиции, а осуществлять закупку на основании статьи 33 Закона, выбирая при этом соответствующий код ОКПД2, Заказчик вправе, если закупаемый товар отсутствует в каталоге.
Комиссия также отмечает, что при наличии в КТРУ позиции, соотносящейся с необходимым Заказчику товару, и отсутствии в такой позиции КТРУ дополнительных характеристик, необходимых Заказчику, при соответствии описательной части и основных характеристик, не свидетельствует о несоответствии такой позиции требуемому Заказчику товару. При этом Заказчик вправе подать запрос о внесении изменений в позиции КТРУ в соответствии с потребностью в уполномоченный орган.
При этом позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 и 26.60.12.132-00000037 обязательны к применению с 13.12.2023, в то время как извещение о Закупке размещено Заказчиком 18.12.2023, в связи с чем Заказчик обязан применять указанные позиции.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом письменных пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу об обоснованности рассмотренного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона.
7. Кроме того, в жалобе Заявитель указывает, что совокупности установленных Заказчиком требований к товару соответствует продукция единственного производителя.
Вместе с тем в составе жалобы Заявителем не указано, какой именно продукции и какому производителю соответствует описание объекта закупки, а также ввиду каких положений невозможно представить к поставке товары различных производителей.
Однако, в ходе заседания Комиссии Индивидуальный предприниматель пояснил, что описанию объекта закупки отвечает только товар - Система ультразвуковой визуализации HS70A, Samsung-Medison.
Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.
Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем нарушены права и законные интересы заявителя.
В данном случае в составе жалобы отсутствуют надлежащие доказательства (документы, подтверждающие обоснованность довода жалобы - паспорт товара, официальные письма производителя, инструкция по эксплуатации и прочее), позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности установленных в документации о Закупке требований к приобретаемому товару соответствует исключительно Система ультразвуковой визуализации HS70A, Samsung-Medison.
При этом из устных пояснений Индивидуального предпринимателя следует, что он сравнивал Систему ультразвуковой визуализации HS70A, Samsung-Medison и Систему ультразвуковой визуализации Epiq 7, Philips. Информация о том, изучались ли подателем жалобы медицинские изделия иных производстелей, в материалы дела не предтавлено.
Вместе с тем, проведенный Заявителем анализ рынка, с учетом приведенных выше обстоятельств, не отвечает признакам допустимого доказательства, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о надлежащем выполнении анализа с точки зрения его полноты и достоверности. Кроме этого, подателем жалобы не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, проводившего такое исследование, на право проведения соответствующей экспертизы.
Основываясь на вышеизложенном, Комиссия приходит к выводу, что приведенный Заявителем довод подтверждает лишь тот факт, что медицинское изделие - Система ультразвуковой визуализации HS70A, Samsung-Medison соответствует требованиям Описания объекта Закупки, однако не опровергает возможности предложить другой товар.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательной базы Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассмотренного довода. 8. Согласно позиции Индивидуального предпринимателя, в ЕИС/проекте контракта не указан срок действия и окончания контракта, что ограничивает права потенциального поставщика и делает невозможным выпуск банковских гарантий.
Вместе с тем, в разделе "Дополнительная информация" извещения о Закупке содержится указание, что срок поставки: в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта Условия поставки: поставка товара осуществляется транспортом Поставщика до Получателя. Товар считается принятым с момента подписания акта приемки-передачи товара. Товар, поставленный не в требуемой комплектации, считается недопоставленным. Срок действия контракта: до 25 декабря 2024 года (включительно).
Также в пункте 12.1 электронного документа "Государственный контракт N ____ на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" извещения о Закупке предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 25 декабря 2024 г. (включительно).
На основании вышеизложенного, рассмотренный довод жалобы не находит своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:
осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание) электронный документ "Описание объекта закупки" извещения о Закупке, не отвечающий требованиями пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод жалобы индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Доводы жалобы индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича, направленные на обжалования действий Заказчика в части не исполнения требований Постановления N 2014, оставить без рассмотрения, поскольку рассмотрение указанного вопроса не относятся к компетенции Комиссии.
3. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича (вх. N 9987/23 от 28.12.2023) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" (закупка N 0366200035623008361) обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 января 2024 г. N 071/06/106-1296/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024