Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии:
- главного врача краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" министерства здравоохранения Хабаровского края (приказ Минздрава Хабаровского края от 20.12.2020 N 757-к);
- представителей краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" министерства здравоохранения Хабаровского края по доверенности от 15.01.2024 N 17-2024, по доверенности от 15.01.2024 N 15-2024, по доверенности от 15.01.2024 N 18-2024;
- генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Амба";
- представителей общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Амба" по доверенности от 10.01.2024 N 2, по доверенности от 10.01.2024 N 1,
рассмотрев материалы дела N 7-3/7 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Амба" (ИНН 2724229790) (далее также - ООО "РСК "Амба", Общество, Подрядчик), учредителе (генеральном директоре) Общества Мосикяне Степане Григорьевиче (ИНН 271016054003) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.09.2023 N 103/23 на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" (реестровый номер 2272500675823000105), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 05.09.2023 N 0122200002523003786), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "РСК "Амба",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РСК "Амба" (ИНН 2724229790), учредителе (генеральном директоре) Общества Мосикяне Степане Григорьевиче (ИНН 271016054003) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.09.2023 N 103/23 на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" (реестровый номер 2272500675823000105), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 05.09.2023 N 0122200002523003786), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "РСК "Амба".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 25.09.2023 N 103/23 на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" (реестровый номер 2272500675823000105) заключен между КГБУЗ "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" и ООО "РСК "Амба" по результатам электронного аукциона (Извещение от 05.09.2023 N 0122200002523003786) (далее также - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 377 742,56 рублей.
В соответствии с протоколом протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523003786 от 14.09.2023 победителем торгов признана заявка с идентификационным номером 114936315 (заявка ООО "РСК "Амба"), с наименьшим ценовым предложением 186 981,84 рублей (понижение составило 50,5 %).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Цена контракта составляет 186 981 рубль 84 копейки, НДС не облагается. Цена контракта включает в себя стоимость выполнения Работ, все затраты и издержки, в том числе затраты на транспортировку рабочих, стоимость используемых материалов, их доставку и разгрузку, а также налоги, сборы и другие обязательные платежи, взимаемые с Подрядчика в связи с исполнением контракта (п.п. 2.1, 2.4 контракта).
Согласно п. 1.2 контракта Объем выполняемых Работ - в соответствии с Технической частью.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Техническую часть контракта (далее также - Техническая часть), согласно которой согласовали перечень и объем выполняемых работ, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также порядок и условия выполнения работ требования к результатам закупки.
В соответствии с Технической частью полный перечень и объем выполняемых работ указан в Дефектной ведомости (Приложение 1) и Локальном сметном расчете (Приложение 2).
Согласно Технической части (п.п. 1, 4, 8) Работы выполняются в условиях действующего здания без прекращения его функционирования, в рабочем режиме с 09-00 часов до 16-00 часов. Выполнение работ не должно препятствовать или создавать неудобства в работе людей, находящихся в зданиях, или представлять угрозу их жизни и здоровью. Подрядчик должен в том числе, предоставить Заказчику документ о назначении представителя, ответственного за выполнение работ; согласовать с Заказчиком перед началом работ цвет всех приобретаемых материалов, применяемых при выполнении работ; поставить незамедлительно в известность представителя Заказчика, при выявлении неучтенных дополнительных работ; согласовать с Заказчиком заранее (не позднее 48 часов) время проведения Работ и состав бригады в случае необходимости выполнения Работ в выходные или праздничные дни.
В соответствии с Технической частью результатом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" в полном объеме в соответствии с Технической частью.
Пунктами 5.1, 5.2 контракта установлен срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения Работ - с 01.10.2023, окончание Работ - не позднее 31.10.2023, дата начала исполнения контракта - 01.10.2023 и дата окончания исполнения контракта - 31.12.2023, а также место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17 а, здание прачечной.
Разделом 6 контракта Стороны согласовали порядок сдачи и приемки работ.
Так, согласно п.п. 6.1, 6.2 контракта приемка выполненных Работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется по окончании всех Работ, предусмотренных контрактом на основании документа о приемке. По окончании выполнения Работ, предусмотренных контрактом в полном объеме, Подрядчик сообщает Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ и направляет Заказчику (формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе) документ о приемке, содержащий сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
В соответствии с п.п. 6.4, 6.5 контракта Подрядчик в соответствии с требованиями настоящего контракта передает Заказчику выполненные Работы. Заказчик проводит проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Для проверки выполненных Подрядчиком Работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных Работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Согласно п. 6.9 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта.
Датой приемки выполненной Работы считается дата размещения в ЕИС в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 6.10 контракта).
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.2-4.4.4 контракта Подрядчик обязан выполнить все Работы по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте; своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта; производить Работы в полном соответствии с требованиями Технической части.
Согласно п. 4.4.8 контракта Подрядчик обязан извещать Заказчика за 3 (три) рабочих дня до завершения работ, которые подлежат проверке или освидетельствованию, о сроке их готовности к проверке (освидетельствованию). Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом, по требованию Заказчика Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет.
В силу п. 4.4.11, 4.4.16 контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ. Вести с момента начала работ и до их завершения, оформленный и заверенный в установленном порядке Общий журнал работ, и иные документы согласно перечню исполнительной документации.
Согласно п. 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с п.п. 13.1, 13.2 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней (п. 13.2.1);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2).
В силу п. 13.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" в полном объеме в соответствии с Технической частью.
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения Работ - с 01.10.2023, окончание Работ - не позднее 31.10.2023.
По состоянию на 31.10.2023 Работы по контракту не выполнены.
Согласно п. 6.1 контракта приемка выполненных работ по контракту на соответствие их требованиям, установленным в контракте, осуществляется по окончании всех работ, предусмотренных контрактом, на основании документа о приемке. Датой приемки выполненной Работы считается дата размещения в ЕИС в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 6.10. Контракта).
Как следует из пояснений представителей заказчика, Подрядчиком в соответствии с п. 6.2 контракта 23.10.2023 в адрес заказчика направлено уведомление о завершении работ и готовности их к сдаче, также в системе ЕИС выложен документ о приемке выполненных работ.
Заказчик, в этот же день, совместно с представителем Подрядчика Мосикяным Г.С. провели предварительный осмотр выполненных работ. В результате осмотра выявлены замечания по качеству выполненных работ (окраска стен, окраска дверей, вымывание швов при облицовке стен керамической плиткой).
С целью подготовки к приемке выполненных работ, заказчиком была создана комиссия.
Учитывая тот факт, что в штате заказчика отсутствует специалист, обладающий специальными познаниями в области определения качества выполненных работ по текущему ремонту, заказчиком был заключен договор с ООО "АмурИнжинирингСтрой" на оказание услуг технического контроля за качеством выполнения работ по текущему ремонту объекта, ответственный за осуществление технического контроля - Афанасенко И.С., включен в состав комиссии.
25.10.2023 комиссия после осмотра объект выявила ряд дефектов, а именно: стены в помещении элеваторного узла окрашены неравномерно в разные цвета; стены у входной двери окрашены неравномерно с потеками, в разные цвета, без подготовки поверхности, при том, что в смете предусмотрен ремонт штукатурки и третье шпаклевание стен; двери окрашены неравномерно, имеются проблески и потеки от старой краски; дверная обналичка окрашена без расчистки от старой краски, при том, что сметой предусмотрена улучшенная окраска дверей, в состав работ которой входит: расчистка, шпаклевание, шлифование, окраска за два раза; затирка швов при керамической облицовке стен выполнена материалами, которые вымываются водой, дают окраску при проведении по ним рукой, что не допустимо согласно п. 7 СП 71.13330.2017.
О выявленных замечаниях заказчик уведомил Подрядчика письмом исх. от 25.10.2023 N 01.07-729.
Повторную приемку выполненных работ, согласно уведомлению от 27.10.2023N 01.07-738, заказчик назначил на 30.10.2023. Осмотр проводился с участием представителей обеих сторон контракта.
В ходе повторного осмотра были выявлены следующие дефекты: масляная окраска стен в помещении N 4 (по техническому паспорту БТИ) имеет множественные фрагменты отличного друг от друга оттенков цвета, на внутренней стене не прокрашенные участки возле инженерного оборудования и вдоль полового плинтуса; заделка швов керамической плитки в помещениях N 6, N 7 устроена ненормированным составом неустановленной смесью с применением шпаклевочных смесей, при контакте оставляет белый след смываемый водой; улучшенная окраска дверей имеет не прокрашенные места нижней части дверного полотна дверей помещений N 5 и N 2 со стороны помещения N 6, торцов дверных полотен помещений N 5, N 7, N 9, N 10, коробок дверей помещений N 5, N 7, N 9, N 10, коробок дверей помещений N 9, N 10; масляная окраска откосов входной наружной двери в здание помещения N 6 имеет участки темного (не прокрашенного) цвета.
Выявленные при осмотре замечания зафиксированы в заключении специалиста технического надзора от 31.10.2023 N 94/1.
Следующий осмотр по устной договоренности сторон назначен на 02.11.2023.
Как пояснили представители заказчика, на осмотр 02.11.2023 представители Подрядчика не явились по неустановленным причинам. Комиссия заказчика, проведя осмотр, выявила дефекты, которые зафиксированы в заключении специалиста по техническому надзору 02.11.2023 N 94/2.
В ходе осмотра к выявленным замечаниям, изложенным в заключении специалиста технического надзора от 31.10.2023 N 94/1, были выявлены также следующие замечания: при производстве покрытия стен из керамической плитки расчистка поверхности от старых покрасок и ремонт штукатурки не производились, соответствующий акт скрытых работ заказчиком не подписывался; на перегородки между помещениями N 7 и N 8 со стороны помещения N 7 в средней части от середины высоты до потолка установлены простукиванием пустоты.
Следующий осмотр объекта по просьбе Подрядчика (письмо исх. от 02.11.2023 N 65) состоялся 03.11.2023 с участием представителей обеих сторон. В ходе осмотра комиссией установлено, что ранее выявленные дефекты Подрядчиком не устранены.
Дефекты, выявленные при осмотре, зафиксированы в заключении специалиста технического надзора от 03.11.2023 г N 94/3.
07.11.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-756, согласно которому заказчик потребовал последнего устранить дефекты, указанные в заключениях от 31.10.2023 N 94/1, 02.11.2023 N 94/2.
Также, 07.11.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-757, согласно которому заказчик уведомил Подрядчика о том, что возвращает неподписанный акт сдачи-приемки работ, так как данный акт не отражает видов и объемов работ и в нем не указаны все лица, участвующие в приемке работ.
В связи с фактом отсутствия выполненных Подрядчиком работ по контракту, заказчиком 21.11.2023 и 06.12.2023 в системе ЕИС размещен мотивированный отказ с указанием причин отказа от подписания документа о приемке.
Как пояснили представители заказчика, ненадлежащее исполнение Подрядчиком своих обязанностей по контракту привело к созданию аварийной ситуации на объекте, а именно: в помещении N 12 участок облицовки стены керамической плиткой над дверным проемом, а также в помещении N 11 от дверного проема до потолка полностью отошел, опирается на дверную наличку и создает опасность внезапного обрушения, с опасностью ущерба жизни и здоровья персонала заказчика.
06.12.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-840, согласно которому заказчик уведомил Подрядчика о том, что выявленные в ходе осмотра объекта 03.12.2023 замечания, указанные в мотивированном отказе от 21.11.2023, размещенном заказчиком в ЕИС, не устранены, поэтому принятие работ невозможно.
Также указанным письмом заказчик пригласил Подрядчика на рабочее совещание 07.12.2023 либо 08.12.2023 в любое для Подрядчика время, предварительно уведомив заказчика о своем визите.
Однако данное приглашение Подрядчиком проигнорировано.
13.12.2023 заказчик по электронной почте направил в адрес Подрядчика Предписание от 13.12.2023 N 94-1/1 с требованием устранить нарушения до 14.12.2023 включительно, а также заключение специалиста Афанасенко И.С. 13.12.2023 N 94-1/5 с требованием незамедлительно произвести демонтаж опасного к обрушению участка отделки стены керамической плитки в помещении N 12 и приглашение прибыть Подрядчика на объект для устранения созданной работниками Подрядчика аварийной ситуации.
Также, Предписание от 13.12.2023 N 94-1/1 и заключение специалиста Афанасенко И.С. от 13.12.2023 N 94-1/5 направлено в адрес Подрядчика письмом исх. от 13.12.2023 N 01.07-859 почтой.
14.12.2023 представители заказчика и Подрядчика, осмотрев аварийный участок, произвели демонтаж обвисшего участка и составили акт осмотра N 1.
В заключительной части указанного акта осмотра подтверждены: факт аварийного состояния объекта; факт нарушения технологии устройства стен керамической плиткой, что привело к созданию аварийной ситуации - опасности внезапного обрушения керамической плитки с угрозой имуществу, жизни и здоровья персонала заказчика.
В связи с вышеуказанным Подрядчику выдано предписание от 14.12.2023 N 94-1/2 с требованием произвести демонтаж керамической плитки на всей поверхности стен; осуществить подготовку поверхности стен для устройства керамической плитки; предъявить к осмотру подготовленную поверхность стен для устройства керамической плитки; установить керамическую плитку в соответствии с требованиями контракта; предъявить к осмотру выполненные работы по устройству отделки стен керамической плиткой путем вскрытия по одной керамической плитке на всех стенах произведенных Подрядчиком работ.
Однако никаких действий по выполнению требований, указанных в Предписании, Подрядчик не выполнил. Претензии заказчика о некачественно выполненных работах, а также требования об устранении выявленных дефектов Подрядчиком не удовлетворены.
Как следует из пояснений представителей заказчика, заказчик неоднократно приглашал Подрядчика на рабочие совещания, с целью разрешения вопроса о качестве выполненных работ, однако Подрядчик игнорировал данные приглашения.
В связи с тем, что ремонтные работы проводились в здании прачечной, выявленные дефекты при производстве работ по текущему ремонту и закрепленные в заключениях специалиста от 31.10.2023 N 94/1, от 02.11.2023 N 94/2, от 03.11.2023 N 94/3, а также предписаниях от 13.12.2023 N 94-1/1 и от 14.12.2023 N 94-1/2 препятствуют дальнейшей эксплуатации объекта, требования заказчика об устранении выявленных дефектов при производстве работ по текущему ремонту на дату 27.12.2023 не удовлетворены, последнее явилось основанием для принятия заказчиком 27.12.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/7, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 27.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 27.12.2023.
Контракт расторгнут 10.01.2024 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (27.12.2023).
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 10.01.2024.
По состоянию на 27.12.2023, 10.01.2024 обязательства по контракту Подрядчиком не исполнены в полном объеме, работы по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" не приняты заказчиком по причине того, что данные работы выполнены Подрядчиком некачественно и с нарушением требований, установленных контрактом, претензии заказчика о некачественно выполненных работах, а также требования об устранении выявленных дефектов Подрядчиком не удовлетворены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В ходе проведения внеплановой проверки Подрядчиком представлены письменные пояснения, из которых следует, что Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ, без замечаний и претензий досрочно исполнил контракт, разместив 23.10.2023 согласно п. 6.2 контракта исполнительную документацию в ЕИС с приложениями.
Как пояснил представитель ООО "РСК "АМБА" в ходе рассмотрения дела, Подрядчик в период выполнения работ в здании "Прачечная" выполнил в том числе, дополнительные работы по штукатурке и шпаклевке стен (около 70% поверхностей стен) за счет собственных средств. Дополнительные работы были выявлены после зачистки стен от старой краски. Без их выполнения невозможно было исполнить своевременно контракт. О данном факте Подрядчиком было сообщено законному представителю заказчика Паршиной И.С. в сервисе WhatsApp с предоставлением фото-доказательств, однако заказчик не признал работы.
Что касается используемых при выполнении работ материалов, перед их использованием Подрядчик предоставлял материалы заказчику на проверку соответствия качества и, получив одобрение, использовал их в работе, в связи с чем работы, выполняемые Подрядчиком, заказчиком не останавливались, а оказывалось всяческое содействие, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика. Работы по подготовке основания для устройства керамической плитки выполнялись строго в соответствии с проектно-сметной документацией в присутствии представителя заказчика - заведующей прачечной и Паршиной И.С., представителями комиссии, в том числе Афанасенко П.С. Зачищаемая поверхность была очищена от старой краски на 100%, проведена штукатурка поверхностей 30%, устройство керамической плитки проведено в соответствии с ФЕР 15-01-019-05. Замечаний к выполняемым работам Подрядчику от вышеуказанных лиц не поступало, работы не приостанавливались.
Как пояснил представитель ООО "РСК "АМБА", по просьбе представителей заказчика проведена работа по покрытию поверхностей грунтовкой глубокого проникновения за 2 раза для качественного устройства плитки в связи с тем, что после зачистки старого слоя краски штукатурка была пропитана краской и стены невозможно было очистить от старой краски только с использованием шпателя и щетки, ее удаление возможно было только удалив штукатурку на 100%, что не было предусмотрено Технической частью контракта и сметной документацией. В присутствии представителей заказчика на поверхности штукатурки была нанесена грунтовка глубокого проникновения, сделаны насечки для качественного приклеивания плиточного клея, которые соответствуют Технической части контракту. Получив одобрение от представителей заказчика для продолжения работ по устройству плитки, работы без остановки были продолжены.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, при приемке 23.10.2023 выполненных работ по контракту комиссией выявлены замечания по качеству выполненных Подрядчиком работ (окраска стен, окраска дверей, вымывание швов при облицовке стен керамической плиткой), о чем заказчик уведомил Подрядчика письмом исх. от 25.10.2023 N 01.07-729. Как следует из направленного в адрес Подрядчика письма исх. от 25.10.2023 N 01.07-729, для принятия работ заказчик попросил устранить выявленные недостатки и уведомить заказчика о готовности к сдаче объекта, предоставив формы КС-2, КС-3 для принятия фактически выполненных объемов.
Письмом от 26.10.2023 исх. N 60 Подрядчик сообщил заказчику о том, что предъявленные замечания, выявленные в ходе приемки работ, Подрядчиком устранены в пределах объемов сметной документации, а также уведомил заказчика, что по предложенным заказчиком дополнительным работам будет составлена дефектная ведомость и предоставлена заказчику для проверки и подписания для последующего составления сметной документации и оплаты, при этом уведомив, что в случае выявления заказчиком недостатков работ а пределах объемов сметной документации, Подрядчик гарантирует их устранение в назначенный заказчиком срок.
Повторную приемку выполненных работ, согласно уведомлению от 27.10.2023N 01.07-738, заказчик назначил на 30.10.2023. Осмотр проводился с участием представителей обеих сторон контракта.
В ходе повторного осмотра были выявлены замечания, которые зафиксированы в заключении специалиста технического надзора от 31.10.2023 N 94/1.
Следующий осмотр объекта по просьбе Подрядчика (письмо исх. от 02.11.2023 N 65) состоялся 03.11.2023 с участием представителей обеих сторон. В ходе осмотра комиссией установлено, что ранее выявленные дефекты Подрядчиком не устранены.
Дефекты, выявленные при осмотре, зафиксированы в заключении специалиста технического надзора от 03.11.2023 г N 94/3.
07.11.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-756, согласно которому заказчик потребовал последнего устранить дефекты, указанные в заключениях от 31.10.2023 N 94/1, 02.11.2023 N 94/2.
Также, 07.11.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-757, согласно которому заказчик уведомил Подрядчика о том, что возвращает неподписанный акт сдачи-приемки работ, так как данный акт не отражает видов и объемов работ и в нем не указаны все лица, участвующие в приемке работ.
Также, в связи с фактом отсутствия выполненных Подрядчиком работ по контракту, заказчиком 21.11.2023 и 06.12.2023 в системе ЕИС размещен мотивированный отказ с указанием причин отказа от подписания документа о приемке.
06.12.2023 в адрес Подрядчика заказчиком направлено письмо исх. 01.07-840, согласно которому заказчик уведомил Подрядчика о том, что выявленные в ходе осмотра объекта 03.12.2023 замечания, указанные в мотивированном отказе от 21.11.2023, размещенном заказчиком в ЕИС, не устранены, поэтому принятие работ невозможно.
Также указанным письмом заказчик пригласил Подрядчика на рабочее совещание 07.12.2023 либо 08.12.2023 в любое для Подрядчика время, предварительно уведомив заказчика о своем визите.
Однако ответ Подрядчика на приглашение в адрес заказчика не поступал.
13.12.2023 заказчик по электронной почте направил в адрес Подрядчика Предписание от 13.12.2023 N 94-1/1 с требованием устранить нарушения до 14.12.2023 включительно, а также заключение специалиста Афанасенко И.С. от 13.12.2023 N 94-1/5 с требованием незамедлительно произвести демонтаж опасного к обрушению участка отделки стены керамической плитки в помещении N 12 и приглашение прибыть Подрядчика на объект для устранения созданной работниками Подрядчика аварийной ситуации.
Также, Предписание от 13.12.2023 N 94-1/1 и заключение специалиста Афанасенко И.С. от 13.12.2023 N 94-1/5 направлено в адрес Подрядчика письмом исх. от 13.12.2023 N 01.07-859 почтой.
14.12.2023, в ходе осмотра аварийного участка объекта представителями заказчика и Подрядчика, составлен акт осмотра N 1, согласно которому установлено следующее: факт аварийного состояния объекта; факт нарушения технологии устройства стен керамической плиткой, что привело к созданию аварийной ситуации - опасности внезапного обрушения керамической плитки с угрозой имуществу, жизни и здоровья персонала заказчика.
В связи с вышеуказанным Подрядчику выдано предписание от 14.12.2023 N 94-1/2 с требованием произвести демонтаж керамической плитки на всей поверхности стен; осуществить подготовку поверхности стен для устройства керамической плитки; предъявить к осмотру подготовленную поверхность стен для устройства керамической плитки; установить керамическую плитку в соответствии с требованиями контракта; предъявить к осмотру выполненные работы по устройству отделки стен керамической плиткой путем вскрытия по одной керамической плитке на всех стенах произведенных Подрядчиком работ.
Однако никаких действий по выполнению требований, указанных в Предписании, Подрядчик не выполнил. Претензии заказчика о некачественно выполненных работах, а также требования об устранении выявленных дефектов Подрядчиком не удовлетворены.
В связи с тем, что ремонтные работы проводились в здании прачечной, выявленные дефекты при производстве работ по текущему ремонту и закрепленные в заключениях специалиста от 31.10.2023 N 94/1, от 02.11.2023 N 94/2, от 03.11.2023 N 94/3, а также предписаниях от 13.12.2023 N 94-1/1 и от 14.12.2023 N 94-1/2 препятствуют дальнейшей эксплуатации объекта, требования заказчика об устранении выявленных дефектов при производстве работ по текущему ремонту на дату 27.12.2023 не удовлетворены, последнее явилось основанием для принятия заказчиком 27.12.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт расторгнут 10.01.2024.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В силу п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела в действиях Подрядчика не установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в части принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Сведений, опровергающих заключения специалиста, представленных заказчиком, а также свидетельствующих о надлежащем выполнении ООО "РСК "Амба" работ в рамка исполнения контракта, Обществом не представлено.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении ООО "РСК "Амба" в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая участие в закупке, ООО "РСК "Амба" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "РСК "Амба", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" в отношении ООО "РСК "Амба" (ИНН 2724229790), учредителя (генерального директора) Общества Мосикяна Степана Григорьевича (ИНН 271016054003), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.09.2023 N 103/23 на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания "Прачечная" (реестровый номер 2272500675823000105), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 05.09.2023 N 0122200002523003786) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 января 2024 г. N РНП-20 (ключевые темы: керамическая плитка - подрядчик - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - текущий ремонт - заключение специалиста)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024