Резолютивная часть объявлена 12.01.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.01.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Специалист-эксперт отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
От Победителя закупки - посредством видеоконференц - связи отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
От Заказчика - посредством видеоконференц - связи Башкеева Т.В. по доверенности N1 от 10.01.2024,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Администрации сельского поселения Покур (вх. N 18/24 от 09.01.2023) в отношении ИП Бахтин Виктор Геннадьевич (641877, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Кирова, д. 47А, ИНН: 450200085170, ОГРН: 321450100009892) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
Установила:
В Управление 29.12.2023 г. поступило обращение от Администрации сельского поселения Покур (вх. N 18/24 от 09.01.2023) в отношении ИП Бахтин Виктор Геннадьевич (641877, Россия,
Курганская обл., г. Шадринск, ул. Кирова, д. 47А, ИНН: 450200085170, ОГРН: 321450100009892) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0187300010323000124;
Номер реестровой записи контракта: 3862001673523000004, номер контракта - N2;
Предмет контракта: Благоустройство Монумента героям Гражданской войны в с. Покур;
Контракт заключен: 10.04.2023 г.;
Цена контракта: 1 591 502,25 руб.;
Срок действия Контракта:
Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31.12.2023 г., обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
10.04.2023 г. между Администрацией сельского поселения (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Бахтиным Виктором Геннадьевичем (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 2, предметом которого является: Благоустройство Монумента героям Гражданской войны в с. Покур (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству и озеленению Монумента героям Гражданской войны (далее - работы).
1.2 Подрядчик выполняет работы в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1), локальным сметным расчетом (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, действующими нормативными актами в установленный настоящим контрактом сроки.
1.3. Место выполнения работ: РФ, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, с. Покур, ул. Центральная ,89.
Разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения работ.
Разделом 4 Контракта определены права и обязанности сторон.
Пунктом 11.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 18.12.2023 г.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"В соответствии с условиями МК п.3.1., установлены следующие сроки выполнения работ:
- с 01.06.2023 по 31.08.2023 в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту).
На момент принятия данного решения Подрядчиком выполнены работы в объёме 40%, по настоящее время работы не осуществляются, на объекте отсутствуют сотрудники подрядной организации, замечания не устранены.
Замечания указаны в акте осмотра объекта от 25.10.2023 г.
Также Подрядчиком в настоящее время нарушаются сроки календарного плана.
Учитывая социальную значимость объекта - Монумент героям Гражданской войны нарушение сроков окончания выполнения работ недопустимо.
Тем самым Подрядчик должным образом не исполнил своих обязательств, чем нарушил условия МК.
В соответствии с пунктом 4.4.1. Подрядчик обязан: 4.1.1. Выполнить все работы своими силами и/или силами третьих лиц, из своих товаров, в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте и сдать Заказчику с качеством, соответствующим условиям локального сметного расчета, описания объекта закупки. Привлечь к работам по выполнению настоящего Контракта все необходимые производственные, технические и трудовые ресурсы.
Пункт 4.1.11. Подрядчик обязан: устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по Контракту, при передаче результатов работ по Контракту, а также выявленные в ходе выполнения строительно-монтажных работ или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 10 (десяти) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
Пункт 4.4.4. Подрядчик обязан: выполнить работы в полном объеме в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, других действующих нормативно-правовых актов в области проектирования и строительства, строительными нормами и правилами, Заданием на проектирование, техническими условиями, с надлежащим качеством, в соответствии с графиком выполнения работ осуществить требуемую государственную (негосударственной) экспертизу проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта.
Пункт 4.1.16. Подрядчик обязан: выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные Контрактом.
Пункт 6.10. В случае установления Заказчиком фактов выполнения работ ненадлежащего качества Подрядчик обязан своими силами и за свой счет в установленные Заказчиком сроки устранить выявленные недостатки.
Неисполнение в срок обязательств по МК, а в точности нарушениях сроков календарного плана, согласно условиям МК Подрядчиком не имеющих под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные, также документально не было подтверждение наличие таких объективных причин;
Также нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и в нарушениях сроков календарного плана, замечания указанные Заказчиком Подрядчиком игнорируется, Подрядчику неоднократно предоставлялся срок для его устранения, замечания в настоящее время не устранены, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок, такое неисполнение служит основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктами 11.1, 11.2 МК Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.".
Подрядчиком также предоставлены письменные объяснения на заседание Комиссии, из которых следует, что Исполнитель с решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также с фактическим выполнением работ на дату осмотра объекта не согласен.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 18.12.2023 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 18.12.2023 г. доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 18.12.2023 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 29.12.2023 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что Переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 3862001673523000004 - 29.12.2023 11:59 (МСК).
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
10.04.2023 г. между Администрацией сельского поселения (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Бахтиным Виктором Геннадьевичем (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 2, предметом которого является: Благоустройство Монумента героям Гражданской войны в с. Покур.
В соответствии с пунктом 3.1. Сроки выполнения работ: с 01.06.2023 по 31.08.2023 г. в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту).
Исполнителем в адрес Заказчика был направлен запрос Исх.091 от 18.05.2023 с целью получения разъяснений и уточнений по ряду вопросов от Заказчика.
30.05.2023 г. получен ответ от Заказчика исх. 896 от 30.05.2023.
Актом осмотра от 25.10.2023 выявлены замечания при выполнении работ на объекте. Согласно данному акту, а также решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта работы выполнены Исполнителем на 40%. При этом большинство работ не принято в связи отсутствием документации, подтверждающей выполнение работ. Между тем, из пояснений Подрядчика следует, что недостающая документация была направлена в адрес Заказчика в декабре 2023 года, в том числе в течение 10 дневного срока после принятия решения об одностороннем отказе.
При этом, приемка выполненных работ осуществлялась без участия представителей Подрядчика. Из пояснений Подрядчика следует, что Исполнитель не был уведомлен о планируемом осмотре выполненных работ, Заказчиком иного не доказано.
Вместе с тем, Подрядчиком нарушены сроки исполнения работ, работы в полном объеме не выполнены, однако тяжесть нарушения не соразмерна предполагаемой ответственности в виде включения сведений об участнике на 2 года в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Управления, исследовав материалы дела, выслушав стороны на заседании комиссии, установила что, оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При этом, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ИП Бахтин Виктор Геннадьевич в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ИП Бахтин Виктор Геннадьевич не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Администрации сельского поселения Покур (вх. N 18/24 от 09.01.2023) в отношении ИП Бахтин Виктор Геннадьевич (641877, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Кирова, д. 47А, ИНН: 450200085170, ОГРН: 321450100009892) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Сафонов С.И.
Мацола А.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 января 2024 г. N 086/06/104-45/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2024