Резолютивная часть решения оглашена "10" января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" января 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 07.11.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий (2023 г.) (извещение 07.11.2022 N0136500001122005748); начальная (максимальная) цена контракта составила 413
499,96 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1, подана 3 (три) заявки на участие в закупке, признаны соответствующими требованиям, определен Победитель.
29.11.2022 по результатам проведения Аукциона между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 0136500001122005748 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий (2023 г.) (реестровый номер контракта 2692400483322000052); с ценой контракта 247 635,08 рублей (далее - Контракт).
26.12.2023 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине существенного нарушения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) условий контракта.
Исполнитель с решением и доводами Заказчика не согласился, представил письменные пояснения по факту ненадлежащего исполнения условий контракта.
2. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1.1 Контракта Исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Срок оказания услуг: с даты заключения контракта (но не ранее 01.01.2023 года) по 31.12.2023 года (пункт 3.1 Контракта).
Требования, предъявляемые к оказываемым услугам, являющимся предметом контракта (пункт 1.1 контракта), определяются Описанием объекта закупки (техническим заданием) (Приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, (ип 1.3. Контракта).
Услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий (далее - Услуги, ТО, МИ) включают:
- периодическое ТО (плановое, регламентное);
- контроль технического состояния
Услуги по ТО МИ оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями:
- ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок"
- ГОСТ Р 56606-2015. "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения";
- ГОСТ Р 8.568-2017 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения"
- ГОСТ Р 58451-2019. "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения"
Пункт 2.2.7. Приложения N 1к контракту устанавливает, что контроль технического состояния (в части испытаний) и/или поверку должны проводить организации (Исполнитель либо привлекаемые Исполнителем соисполнители), аккредитованные в установленном порядке.
Согласно пункту пункту 2.2.8 (Приложения N 1к контракту) результаты периодического контроля технического состояния МИ отражаются в журнале ТО МИ. Результаты инструментального контроля (периодических испытаний) технического состояния МИ оформляют протоколом, в котором указывают измеренные значения параметров, их соответствие требуемым значениям, средства измерения, которыми, проводились испытания, выводы о дальнейшей эксплуатации МИ (в соответствии с п.4.3 ГОСТ Р 56606-2015)
Таким образом, наличие у исполнителя аккредитации, необходимой для проведения контроля технического состояния, должно подтверждаться действующим аттестатом об аккредитации и проверяется Заказчиком в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.3. Контракта исполнитель имеет право привлекать к оказанию услуг по контракту третьих лиц. Ответственность за оказание услуг силами третьих лиц лежит на Исполнителе.
Пунктом 4.2.10 Контракта установлено, что Исполнитель обязуется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) с соответствующей областью аккредитации для оказания услуг по контролю технического состояния медицинских изделий в соответствии с ГОСТ Р 56606-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения".
Пунктом 12.6.1. Контракта установлены основания расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Заказчика, в том числе в случае нарушения условий контракта, являющихся существенными.
В силу пункта 12.5 Контракта Стороны контракта устанавливают, что нарушение условий, указанных в пункте 3.1, 4.2.10 контракта является нарушением существенных условий контракта.
Согласно данным системы ЕИС, Обществом исполнено обязательств на 49 291,10 руб. (83% от цены Контракта), что подтверждается документами о приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов, в том числе этапов), оказанных услуг в электронной форме N40 от 31.01.2023, от 28.02.2023 N 103, N147 от 31.03.2023, N197 от 28.04.2023, N291 от 31.05.2023, N358 от 30.06.2023, N393 от 31.07.2023, N471 от 31.08.2023, N550 от 03.10.2023, N619 от 31.10.2023, а также платежными поручениями N48 от 22.02.2023, N72 от 02.03.2023, N164 от 07.04.2023, N220 от 04.05.2023, N287 от 02.06.2023, N370 от 04.07.2023, N446 от 03.08.2023, N501 от 05.09.2023, N586 от 06.10.2023, N641 от 03.11.2023.
31.01.2023 Заказчиком, в связи с существенным нарушением Исплнителя условий контракта (не предоставление документов, предусмотренных пунктом 4.2.10 Контракта) было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
09.02.2023 вышеуказанное решение было отменено, так как нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем было устранено, общество предоставило Заказчику документы, предусмотренные пунктом 4.2.10 Контракта - ксерокопию договора с ООО "Сервис Центр" от 19.01.2022 г. на выполнение услуг по проведению контроля технического изделий медицинской техники, ксерокопию аттестата аккредитации испытательной лаборатории, выдан ООО "Сервис Центр" N SSAQ 000.10.1.0394, действительный до 22.04.2023, выданный МОО "МАК"-"СовАсК", зарегистрированный в Едином реестре системы добровольной сертификации Госстандарта РФ и область аккредитации испытательной лаборатории.
Общество в своем письме от 29.03.2023 г. исх. N 15 уведомило и заверило Заказчика о том, что контроль технического состояния МИ будет проведен в ноябре-декабре 2023 и что в это же время будет предоставлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) с соответствующей областью аккредитации для оказания услуг по контролю технического состояния медицинских изделий.
В июне 2023 года Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению здравоохранения Тверской области "Черногубовский туберкулезный госпиталь ветеранов войн" о признании пункта 4.2.10 государственного контракта N 0136500001122005748 от 29.11.2022 недействительным.
В ноябре 2023 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области была проведена внеплановая проверка действий Заказчика, в том числе о правомерности включения Заказчиком в государственный контракт N 0136500001122005748 от 29.11.2022 г. пункта 4.2.10.
В ходе проверки, нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено.
В октябре 2023 Общество направило запрос в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация) в части дачи разъяснений о добровольности осуществления аккредитации в соответствии с ГОСТом Р 56606-2015. Ответ получен письмом от 12.10.2023 N 18537/07-МП.
01.12.2023 Заказчик в соответствии с условиями контракта (пункт 14.2 Контракта) (в связи с нарушением Исполнителем условий контракта) с использованием единой информационной системы направил Исполнителю электронное уведомление - претензию N 126 от 01.12.2023, в которой требует от ООО "Тверская медтехника" в срок не позднее 7 (семи) дней с даты получения настоящей претензии выполнить взятые на себя обязательства надлежащим образом в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и условиями Контракта, предоставить документы предусмотренные пунктом 4.2.10. Контракта, после чего приступить к оказанию услуг по Контракту, а так же уведомило Исполнителя, что в случае непринятия мер по устранению выявленных недостатков к Обществу будут применены санкции, предусмотренные условиями заключенного Контракта, в том числе принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представлением Общества на заседание Комиссии Тверского УФАС представлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории, выдан ООО "Сервис Центр" N SSAQ 000.10.1.0394, действительный до 23.04.2026. Подтверждения передачи актуального аттестата аккредитации со стороны Общества в адрес Заказчика не представлено.
11.12.2023 Государственным казенным учреждением здравоохранения Заказчиком от Общества получено письмо исх. N 63 от 10.12.2023 г., в котором сообщается:
- о незаконности позиции Заказчика выполнения/исполнения требований положений ГОСТ Р 56606-2015. Национальный стандарт Российской Федерации, "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения";
- о передаче протоколов КТС после окончания судебного разбирательства о незаконном требовании в аукционной документации наличия аттестата аккредитации измерительной лаборатории на право проведения КТС медицинских изделий.
15.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения условий контракта.
Комиссия, оценив вышеуказанные обстоятельства приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющие установить факт недобросовестного исполнения условий Контракта Обществом, поскольку фактически работы исполнены, приняты и оплачены на 83 % от стоимости Контракта, за период выполнения обязательств Общество неоднократно обращалось в различные инстанции за дачей разъяснений по вопросу законности включения в контракт спорного пункта 4.2.10. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории N SSAQ 000.10.1.0394, действителен до 23.04.2026. Кроме того Обществом представлены Протоколы Контроля технического состояния (КТС) медицинских изделий в ГБУЗ "Черногубовский туберкулезный госпиталь ветеранов войн", согласно которым из 71 проверенной единицы техники в исправном состоянии: 68 единиц, нисправных - 3 единицы.
Вместе с тем Комиссия Тверского УФАС отмечает, что согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности (КТС не поименовано).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 2129, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 20911-89 "Техническая диагностика. Термины и определения" техническое диагностирование - это определение технического состояния объекта. Задачами технического диагностирования являются контроль технического состояния (далее - КТС), поиск места и определение причин отказа (неисправности) и прогнозирование технического состояния.
Лицензия выдана Обществу 17.02.2014.
Общество утверждает, что при лицензировании прошло аттестацию инженерного состава в соответствии с ГОСТ Р 13485- 2016 по проведению КТС Приемочные испытания, периодические испытания ,испытание на постоянство параметров согласно ГОСТ Р 56606- 2015, однако указанные ГОСТ утверждены после получения лицензии Обществом.
При этом требования к деятельности по контролю за техническим состоянием медицинских изделий устанавливают положения "ГОСТ Р 56606-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения" (далее - ГОСТ Р 56606-2015).
В соответствии с пунктами 4.3.1,4.3.2,4.3.3 ГОСТ Р 56606-2015 приемочные испытания и испытания на постоянство параметров должны проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на данный вид деятельности; периодические испытания должны проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на данный вид испытаний медицинский изделий конкретного типа.
Таким образом, в процессе осуществления технического обслуживания контроль технического состояния (контроль качества) медицинских изделий проводятся аккредитованными лицами, что подтверждается письмом Федеральной службы по аккредитации N20947/05-ИС от 23.11.2023.
В письме от 19.10.2023 N 08-60855/23, на которое ссылается Исполнитель, указано, что для проведения КТС необходимо иметь лицензию, при этом указано, что Федеральная служба по аккредитации осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации. Как утверждает Общество приложение Росздравнадзор по запросу суда подтвердил, что для проведения КТС медицинских изделий кроме лицензии на техническое обслуживание других подтверждающих документов для проведении работ по КТС не требуется, однако в указанном письмо указано лишь на необходимость наличия лицензии, при этом на возможность осуществления КТС без аккредитации не указано.
Таким образом, Комиссией в ходе внеплановой проверки нарушений не выявлено.
3. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 15.12.2023 в связи с неисполнением Обществом условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 15.12.2023; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 26.12.2023.
4. В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении участника закупки в Реестр, контрольный орган обязан проверить совокупность всех действий, которые связаны с исполнением контракта.
Учитывая то обстоятельство, что Обществом совершены действия, направленные на в оказание Услуг в соответствии с условиями Контракта, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения.
Кроме того, Комиссия при принятии решения отмечает тот факт, что Обществом исполнены, а Заказчиком приняты и оплачены оказанные Услуги на 83,0 % от общего объема Услуг, предусмотренного Контрактом.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения в Реестр информации в отношении Общества у Комиссии отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков информацию об ООО "Тверская медтехника".
2. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15 января 2024 г. N 069/10/104-1282-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024