Резолютивная часть решения оглашена "10" января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" января 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Правила), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию об Исполнителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 29.06.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и подъездов к дворовым территориям многоквартирных домов по адресу: Тверская область, г. Бологое, Западный
м-он, д. 1,3,5 (извещение 29.06.2023 N 0136300043723000080); начальная (максимальная) цена контракта составила 11 468 030,00 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2023 NИЭА1, подана 1 заявка на участие в закупке, признана соответствующей требованиям, победителем определен Исполнитель.
21.07.2023 заключен контракт N 0136300043723000080 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и подъездов к дворовым территориям многоквартирных домов по адресу: Тверская область, г. Бологое, Западный м-он, д. 1,3,5 (реестровый номер N 3690700192023000064); с ценой контракта 11 468 030,00 руб. (далее - Контракт).
26.12.2023 Заказчик обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине существенного нарушения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) условий контракта.
Исполнитель с решением об одностороннем отказе не согласен, представил письменные пояснения по факту ненадлежащего исполнения условий контракта.
2. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить весь комплекс работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов по адресу: Тверская обл., г. Бологое, Западный м-он, д. 1, 3, 5 (далее - Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) и в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническое задание) (Приложение N1 к Контракту).
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ установлен с даты заключения контракта и не позднее 29.09.2023.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на Объекте работы в объемах, предусмотренных Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение N1 к Описанию объекта закупки (Техническое задание)), в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) в соответствии с требованиями нормативных документов (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки (Техническое задание)).
Подрядчик обязан ежемесячно сдавать выполненные работы.
Обеспечить выполнение работ на Объекте в соответствии со сметным расчетом стоимости работ по ремонту автомобильной дороги.
Подрядчик отвечает за точную разбивку Объекта и устройство конструктивных элементов по отношению к исходным точкам, линиям и реперам.
В силу пункта 2.3.27 Контракта Подрядчик несет полную материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за вред, причиненный третьим лицам (личности или имуществу) вследствие выполнения (в том числе с надлежащим качеством) или невыполнения Подрядчиком работ в соответствии с Контрактом.
Согласно пункту 8.5 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения договора подряда, в том числе в случае если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
В силу пункта 11.2 Контракта в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пояснениям Заказчика к 29.09.2023 года Общество должно было закончить работы по ремонту покрытия проездов, устройству площадок для парковки, ремонту покрытия предподъездных площадок, устройству проезда к площадке ТБО. Работы на объекте (работы по разборке дорожного полотна) были начаты 03.10.2023 и продолжались до 20.11.2023 . Работы по отсыпке придомовых территорий щебнем были начаты 15.11.2023 года.
25.09.2023 года Заказчик в адрес Подрядчика направил предупреждение о том, что муниципальным контрактом за неисполнение работ (также нарушение графика производства работ) по ремонту объекта, предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций которые могут быть применены Заказчиком в отношении Подрядчика и попросила ускорить работы по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям.
27.09.2023 года в адрес Общества направлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
По состоянию на 12.12.2023 Подрядчиком не исполнены обязательства по соблюдению графика производства работ (нарушение пунктов 3.1, 3.1.3, Контракта), обязанность по своевременной сдачи обусловленных Контрактом работ (нарушение пунктов 2.3.1, 3.1 Контракта), отчетная документация, установленная пунктом 2.9.1 Контракта в наш адрес не поступала.
На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 450.1, частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, частями 8.9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 8.5 Контракта, в связи с нарушением существенных условий Контракта Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
14.12.2023 в адрес Исполнителя направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.07.2023 N 0136300043723000080 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов по адресу: Тверская область, г. Бологое, Западный м-он, д. 1, 3,5.
Также 14.12.2023 в адрес Исполнителя направлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пеней), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (нарушение сроков выполнения части работ, невыполнением части работ). Подрядчиком оплачены пении по Требованию от 14.12.2023 года N 2579-20 об уплате неустойки (штрафа, пеней), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (нарушение сроков выполнения части работ, невыполнением части работ) в размере 401 381 рубль 05 копеек.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 19.12.2023 Обществом исполнено работ на сумму 5 624 424,59 руб.
При этом Заказчиком работы не приняты, об акте о приемке выполненных работ от 19.12.2023 Заказчик узнал на заседании Комиссии, таким образом указанный документ не может свидетельствовать о качественном выполнении работ удовлетворяющем потребности Заказчика.
Также представитель Общества на заседании Комиссии указал, что им приостановлены работы путем телефонного звонка. Каких либо подтверждений письменной приостановки работ в материалах дела не содержится.
Как указал Заказчик, работы выполнялись при неблагоприятных погодных условиях (температура окружающего воздуха -8 , осадки виде снега). Выполняемые работы по устройству площадок для парковки не соответствуют проектно - сметной документации, а именно отсутствует песчаное основание толщиной 20 см. При осмотре применяемого на объекте инертного материала в конусе щебня (а также в обустраиваемом основании из щебня) зафиксированы многочисленные фракции щебня более 90 мм (9 см), что также не соответствует проектно - сметной документации. На объекте ремонта отсутствует журнал производства работ. Также на объекте отсутствуют временные технические средства организации дорожного движения и информационные щиты, предусмотренные условиями муниципального контракта. Работы по разборке конструкции асфальтобетонного покрытия, срезки растительного слоя, устройство основания, погрузки и перевозки мусора или грунта к освидетельствованию работ не предъявлялись.
В ответных возражениях от 25.12.2023 Общество указало в частности на следующее: выполняя свои обязательства, предусмотренные Контрактом, Подрядчик принял все меры, направленные на исполнение Контракта, выполнил большую часть работ, предусмотренных Контрактом. Работы Подрядчиком не были сданы в срок, в связи с тем, что до окончания срока договора были зафиксированы неблагоприятные для их проведения погодные условия. Невозможно было проводить работы, предусмотренные Контрактом, поскольку их проведение в дождливую погоду привело бы к нарушению технологии укладки асфальта по ГОСТу. Плохую погоду можно квалифицировать, как не зависящее от Подрядчика обстоятельство, которое грозит годности или прочности результатов выполняемой работы.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела Комиссия Терского УФАС привлекла в качестве третьего лица ООО "СПА" (организация, осуществляющая строительный контроль). Письмом N 3 от 10.12.2023. В частности указано, что работы по ремонту дворовых территорий были выполнены Подрядчиком до установления устойчивых отрицательных температур и снежного покрова, а именно, до 04.12.2023, у ООО "СПА" имелась возможность осуществлять надлежащий и полноценный строительный контроль за деятельностью подрядчика, тем более, что согласно условиям муниципального контракта и нормативным требованиям к порядку проведения контроля, услуги по строительному контролю оказываются не одномоментно, а последовательно с учетом закрытия подрядчиком отчетных периодов и сдачи скрытых работ.
Комиссия Тверского УФАС России отмечает, что вышеуказанные обстоятельства не относятся категории обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению контракта в полном объеме.
Общество, участвуя в закупке, и заключая контракт должно было проявить необходимую заботливость и предусмотрительность и выполнить работы в срок установленный контрактом, а именно до 29.09.2023, вместе с тем, как уже было отмечено выше, Общество приступило к работам только 03.10.2023, что не отрицается представителем Общества.
Кроме того, Контракт был заключен в летний период, а именно 21.07.2023, таким образом Общество имело возможность исполнения контракта при благоприятных погодных условиях.
Комиссия, оценив материалы дела и доводы сторон пришла к выводу, что Исполнителем не представлены надлежащие доказательства, позволяющие установить факт добросовестного исполнения условий Контракта. Исполнитель, заключая настоящий Контракт, ознакомился с условиями исполнения работ, выразил согласие на их выполнение , однако не осуществил их в полном объеме в регламентированные сроки.
3. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 14.12.2023 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
25.11.2023 Общество выразило несогласие с уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, однако работы Подрядчиком в полном объеме не исполнены, соответственно не устранены условия послужившие для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 14.12.2023; датой вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 26.12.2023.
4. В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае, недобросовестность Общества выражается в ненадлежащем исполнении контракта заключенного в целях социально значимых задач на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов по адресу: Тверская обл., г. Бологое, Западный м-он, д. 1, 3, 5.
Материалами дела не подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил. Поставщиком не исполнены обязательства по контракту. Факт недобросовестного поведения Исполнителя подтверждён. Поставщик участие своего представителя в заседании Комиссии обеспечил, доказательства своей добросовестности не представил.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Правил, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об ООО "САНТЭЛ-СТРОЙ" в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Датой включения сведений в РНП считать дату размещения информации в ЕИС.
3. Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и его Аукционной комиссии.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15 января 2024 г. N 069/10/104-1280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024