Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_;
_;
_,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" - _ (доверенность N _ от _);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" - _ (доверенность N _ от _);
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" (344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, N 617/25, оф. 602; далее - ООО "АПгрейт") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11; далее - ГОБУЗ "ЦГКБ") при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой, извещение N 0150200003923001376 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 22.12.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
27.12.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "АПгрейт" на действия заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой, извещение N 0150200003923001376 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте 22.12.2023 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. По мнению подателя Жалобы, требованиям описания объекта закупки соответствует исключительно одна модель оборудования, а именно - рентгеновский аппарат для интервенционных процедур "РЕНЕКС" по ТУ 26.60.11-045-54839165-2018 в варианте исполнения: II. Исполнение 2, регистрационное удостоверение РЗН 2019/8346, производства ООО "С.П. ГЕЛПИК".
Оборудование остальных производителей, зарегистрированное должным образом на территории Российской Федерации, не соответствует по обширному ряду характеристик, указанных в сравнительной таблице (данная таблица была представлена подателем Жалобы только 09.01.2024).
2. Заказчиком не применены положения ГОСТ Р 55719-2013 без должного на то обоснования.
Заказчиком не приведено должное клиническое обоснование необходимости применения нестандартных дополнительных характеристик.
3. Заказчиком при описании объекта закупки не были применены требования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
КТРУ содержит в себе исчерпывающее количество позиций, подходящих под требования заказчика: 26.60.11.112-00000032; 26.60.11.112-00000033; 26.60.11.112-00000034; 26.60.11.112-00000035; 26.60.11.112-00000038.
Неприменение заказчиком КТРУ позволило ему включить в описание объекта закупки дополнительные, непредусмотренные КТРУ, характеристики.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения Жалобы представитель ее подателя устно поддержал доводы Жалобы в полном объеме.
Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.
С учетом изложенного, при наличии достаточных доказательств умышленного ограничения заказчиком количества участников рассматриваемой закупки ООО "АПгрейт" имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Заказчик - ГОБУЗ "ЦГКБ" представил письменные возражения в отношении доводов Жалобы, суть которых сводится к следующему.
1. При осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закон о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы и допущены к обороту различные системы флюороскопические рентгеновские общего назначения передвижные, цифровые.
Описанию объекта закупки соответствуют как минимум два аппарата различных отечественных производителей: аппарат рентгенодиагностический цифровой передвижной С-дуга "СиКоРД-2МТ" по ТУ 26.60.11-066-47245915-2019 и рентгеновский аппарат для интервенционных процедур "РЕНЕКС" по ТУ 26.60.11-045-54839165-2018 исп.2.
2. Описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 55773-2013 настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО) - рентгеновских аппаратов для интраоперационного контроля. Настоящий стандарт является частным стандартом по отношению к ГОСТ Р 55719-2013.
Заказчик не декларировал применение ГОСТ Р 55719-2013, т.е. он не подлежит обязательному применению.
3. Законодателем презюмируется возможность возникновения ситуации, при которой закупаемый заказчиками товар отсутствует в КТРУ.
При этом, под отсутствием товара в КТРУ следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для заказчика характеристиками.
Таким образом, в целях повышения качества оказываемой медицинской помощи заказчик сформировал описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования, установленные в указанных подателем Жалобы позициях КТРУ, не соответствуют минимальным требованиям, позволяющим поставить оборудование, гарантированно обеспечивающие оказание медицинской помощи в соответствии с профилем учреждения и стандартами оказания медицинской помощи. Заказчик может получить аппарат, которым он физически не сможет пользоваться без угрозы жизни и здоровью граждан.
Так, в описании товара согласно позиции КТРУ не указаны следующие важнейшие параметры:
1) Представленные коды КТРУ не учитывают требований к размеру приемника излучения и основным параметрам качества изображения. Например, проведения урологических исследований пациентов любого телосложения необходимо, чтобы размеры детектора были не менее 26х26см, либо 12 дюймов для УРИ. Поставка аппарата с приемником меньшего размера ограничит спектр исследований.
Также без указания пространственного разрешения, коэффициента преобразования невозможно оценить качество изображения, его детализацию. Это может привести к поставке оборудования неприменимого для визуализации в ходе отдельных видов операций, например, восстановление анатомической целостности поврежденных соединительнотканных волокон, кардиохирургии и пр.
2) Указанные коды КТРУ ограничивают поставку оборудования с улучшающими характеристиками. Например, больший диапазон моторизованного вертикального перемещения обеспечивает больше возможностей при позиционировании С-дуги относительно операционного стола. Но КТРУ устанавливает требования к верхнему значению диапазона до 450 мм для кодов 26.60.11.112-00000038, 26.60.11.112-00000036, 26.60.11.112-00000035, 26.60.11.112-00000034 и до 500 мм для кодов 26.60.11.112-00000033 и 26.60.11.112-00000032.
3) Указанные коды позиции КТРУ не содержат требования к глубине С-дуги. Если пациент чрезмерно тучный, то размаха плеч арки С-дуги может не хватить для позиционирования, для чего в ГОСТ Р 58452-2019 и ГОСТ Р 55773-2013 предусматривают указанный параметр.
4) В кодах позиции КТРУ не указано требование к собственной суммарной фильтрации рентгеновского излучателя, который необходим для оценки уровня рассеянного излучения. Значение суммарной фильтрации позволяет выбрать аппарат с меньшим уровнем рассеянного излучения, что важно при проведении длительных операций.
5) Коды КТРУ 26.60.11.112-00000035, 26.60.11.112-00000034 устанавливает ограничения на поставку оборудования позволяющего проводить измерение расстояний между объектами на изображении. Это один из основных видов измерений, применяющихся в травматологии, ортопедии, урологии. Кроме того, поставка оборудования для проведения интервенционных вмешательств на сосудах также исключена кодами КТРУ 26.60.11.112-00000035, 26.60.11.112-00000034, 26.60.11.112-00000038, 26.60.11.112-00000032.
6) В кодах КТРУ не регламентированы размеры фокусных пятен, что исключает выбор С-дуги для заказчика, для которого требуется проведение специфических видов операций, например, при малом фокусе.
7) В клинической практике не менее важным критерием С-дуги является ее масса, поскольку, как правило, аппарат приходится перемещать неоднократно в пределах операционной.
В рассматриваемом случае, поскольку позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки, отсутствуют, предусмотрена поставка товара по коду ОКПД2 26.60.11.112 "Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические)".
С учетом вышеизложенного, заказчик - ГОБУЗ "ЦГКБ" просит признать Жалобу необоснованной.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно поддержала вышеуказанные возражения в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В декабре 2023 года заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ", уполномоченным органом - Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой, извещение N 0150200003923001376 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте 22.12.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 13 560 000, 00 рублей).
Извещение о проведении электронного аукциона в последней редакции (далее - Извещение) утверждено ... 22.12.2023.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В пункте 3.1 Извещения определен объект рассматриваемой закупки - система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики подлежащего к поставке товара приведены как в Приложении N 1 к Извещению (далее - Приложение N 1), так и в сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении рассматриваемой электронного аукциона (далее - Экранная форма извещения).
При оценке доводов Жалобы Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г", "ж" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается: код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования КТРУ).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил формирования КТРУ в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается в том числе следующая информация:
потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;
в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчиком при описании объекта закупки какая-либо позиция КТРУ использована не была. Данный факт заказчиком не оспаривается.
В пункте 3.1.1 Извещения заказчиком указан следующий код ОКПД2: 26.60.11.112.
КТРУ содержит 6 позиций (26.60.11.112-00000032; 26.60.11.112-00000033; 26.60.11.112-00000034; 26.60.11.112-00000035; 26.60.11.112-00000036; 26.60.11.112-00000038) (обязательны к использованию с 30.12.2022), соответствующих наименованию закупаемого оборудования и коду ОКПД2, являющихся обязательными для применения, а также содержащими характеристики товара.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик должен был использовать одну из вышеперечисленных позиций КТРУ.
Ссылка заказчика на пункт 7 Правил использования КТРУ ввиду несоответствия характеристик (и их значений) по вышеуказанным позициям КТРУ потребностям заказчика является несостоятельной. По смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в КТРУ кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Отсутствие необходимой заказчику конкретной характеристики (конкретных характеристик) в позиции КТРУ при ее фактическом соответствии объекту закупки не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Правил использования КТРУ.
Неудовлетворенность заказчика наполнением конкретных позиций КТРУ не может расцениваться как основание для его освобождения от исполнения требований закона (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2023 по делу N А21-5739/2022).
Вышеуказанные выводы Комиссии Новгородского УФАС России подтверждаются письмом ФАС России N ПИ/49924/22 от 23.05.2022, а также судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2023 по делу N А60-25355/2022; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2023 по делу N А60-45140/2022).
Следует отметить, что неиспользование заказчиком КТРУ позволило ему игнорировать положения пункта 5 Правил использования КТРУ и включить в описание объекта закупки дополнительные характеристики, непредусмотренные вышеуказанными позициями КТРУ. При этом, если бы заказчик использовал при описании объекта закупки КТРУ, возможность установления дополнительных характеристик была бы невозможна, поскольку заказчиком при проведении рассматриваемой закупки были установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении заказчиком КТРУ при описании объекта закупки.
В данной части Жалоба является обоснованной.
Все последующие действия заказчика по описанию объекта закупки относительно установления им характеристик закупаемого товара и требований к их значениям не создают правовых последствий, поскольку заказчиком изначально, в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, не использовалось КТРУ.
При этом, следует отметить, что заказчиком представлены доказательства, что приведенному им описанию объекта закупки соответствует товар двух производителей (в частности, для обоснования начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемой закупке заказчиком использовались коммерческие предложения на две различные системы).
Также, ГОСТ Р 55719-2013, на который ссылается податель Жалобы, не содержит конкретных характеристик, подлежащих использованию при описании объекта закупки. Иных ГОСТов в Жалобе не содержится. Более того, при проведении рассматриваемой закупки заказчик должен был использовать соответствующую позицию КТРУ, а не какой-либо государственный стандарт.
Таким образом, данные доводы Жалобы являются необоснованными.
Следовательно, Жалоба является обоснованной частично.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком приведены в Приложении N 3 к Извещению (далее - Приложение N 3).
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - 323-ФЗ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 Правил государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом (пункт 6 Правил N 1416).
В силу пункта 1 части 11 статьи 38 323-ФЗ и подпункта "а" пункта 9 Правил N 1416 в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносится наименование медицинского изделия.
Единственным органом, допускающим в обращение медицинское изделие на территории Российской Федерации, осуществляющим его государственную регистрацию, согласно пункту 3 Правил N 1416 является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства при проведении закупок медицинских изделий в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (медицинских изделий), а также предотвращения попадания на российской рынок медицинских изделий и средств, не прошедших государственную регистрацию, заказчику необходимо устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, являющееся предметом закупки.
Необходимость предъявления требования о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 306-КГ17-18671 по делу N А65-27989/2016), практикой ФАС России (решение по делу N 21/44/105/636 от 14.05.2021), а также письмом ФАС России от 29.07.2022 N ПИ/72209/22.
Как отмечалось выше, объектом закупки является поставка медицинского изделия - система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая.
Однако, требования о представлении в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке копии регистрационного удостоверения на подлежащее поставке медицинское изделие Приложение N 3 не содержит.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.
2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Проект контракта в данном случае является Приложением N 4 к Извещению (далее - Проект контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено разделом 10 Проекта контракта, одним из способов которого является предоставление независимой гарантии (пункт 10.2 Проекта контракта).
Однако предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе требование к содержанию независимой гарантии заказчиком в пункте 10.4 Проекта контракта приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:
"_Независимая гарантия должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии".
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Подпункты "а", "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливают следующие случаи, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ходе его исполнения:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, в пункте 12.6 Проекта контракта указано следующее: "Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика".
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" содержится нарушение пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем определении случаев, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ходе его исполнения.
4. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
4.1. Согласно Экранной форме извещения, срок исполнения контракта - 75 календарных дней
Между тем, в действительности, данный срок является сроком не исполнения контракта, а сроком поставки товара.
При этом, исполнение контракта включает в себя, в частности, приемку товара и его оплату.
Так, согласно пункту 3.5.2 Извещения срок поставки товара - в течение 75 (семидесяти пяти) календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно пункту 3.5.4 Извещения срок исполнения обязательства по поставке Товара и передаче его Заказчику: в течении 75 (семидесяти пяти) календарных дней с даты заключения контракта.
Срок исполнения обязательства по оплате: оплата по контракту осуществляется Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств за фактически поставленный Товар, предусмотренный спецификацией, на расчетный счет Поставщика, указанный в контракте, в течение 7 (Семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке в Единой информационной системе на основании выставленного Поставщиком счета и (или) счета-фактуры (при наличии).
Срок исполнения контракта - течении 75 календарных дней с даты заключения контракта
4.2. Согласно пунктам 2.3, 2.5, 2.6 Приложения N 1 (раздел 2 "Требования к гарантии качества товар") требования к гарантийному обслуживанию товара, требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, требования к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара - не предъявляются.
Между тем, в пункте 1.1 Проекта контракта указано, что в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского оборудования Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом выполнить работы и оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам выполненные Услуги (аналогичные обязанности поставщика неоднократно упомянуты в Проекте контракта).
Также, в Проекте контракта предъявлены требования к гарантийному обслуживанию товара (раздел 8 Проекта контракта).
4.3. В пункте 2.1 Приложения N 1 указано следующее:
"Требования к гарантийному сроку товара - Остаточный срок годности на Товар на момент передачи его Заказчику должен составлять не менее 12 месяцев".
Гарантийный срок и остаточный срок годности на товар не являются тождественными понятиями.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии вышеуказанной недостоверной, противоречивой информации.
Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Данные нарушения являются существенными, многочисленными, грубыми, привели к ненадлежащему описанию объекта закупки, неприменению заказчиком КТРУ, неустановлению надлежащих требований к составу заявок участников закупки, не позволяют заключить контракт по итогам закупки на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0150200003923001376 от 29.12.2023 на участие в рассматриваемом аукционе была подана одна заявка, аукцион был признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статья 52 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 7, 8, 23, 33, 34, 42, 43, 45, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "АПгрейт" (344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, N 617/25, оф. 602) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой, извещение N 0150200003923001376 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.12.2023, частично обоснованной в части довода о неприменении заказчиком каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45, пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская клиническая больница", уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница".
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 января 2024 г. N 053/06/33-773/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024