Резолютивная часть оглашена 11.01.2024
В полном объеме изготовлено 16.01.2024 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_;
_;
_,
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а; далее - МКУ "Городское хозяйство") - _ (доверенность N _ от _) и _ (доверенность N _ от _);
подрядчика - Общества с ограниченной ответственностью "Безопасность" (ИНН: 5310013873; 173007, Новгородская область, Новгородский район, д. Юрьево, ул. Словенская, д. 4; далее - ООО "Безопасность") - генерального директора _ и _ (доверенность N _ от _),
рассмотрев сведения, поступившие от заказчика - МКУ "Городское хозяйство" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 28ЭА.2023 от 10.04.2023 (реестровый номер контракта - 35321058474 23 000036; далее - Контракт), заключенного с ООО "Безопасность" по итогам проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15, извещение N 0350300011823000065 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2023,
УСТАНОВИЛА:
27.12.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика - МКУ "Городское хозяйство" поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Безопасность" по итогам проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15, извещение N 0350300011823000065 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2023 (далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - МКУ "Городское хозяйство" процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Безопасность".
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В марте 2023 года заказчиком - МКУ "Городское хозяйство" совместно с уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15, извещение N 0350300011823000065 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 2 693 880, 00 рублей).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0350300011823000065 от 30.03.2023 победителем рассматриваемой закупки признан участник с идентификационным номером 113758700 - ООО "Безопасность".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
10.04.2023 по итогам проведения вышеуказанной закупки между МКУ "Городское хозяйство" и ООО "Безопасность" был заключен Контракт.
Согласно пункту 1.2 Контракта Заказчик (МКУ "Городское хозяйство") поручает, а Подрядчик (ООО "Безопасность") принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15 и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.
На условиях и в сроки настоящего контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к контракту), проектной документацией, которые определяют содержание и объём работ и являются неотъемлемой частью контракта (пункт 1.3 Контракта).
Согласно пункту 2.1 Контракта цена контракта составляет 2 063 672 (Два миллиона шестьдесят три тысячи шестьсот семьдесят два) рубля 40 копеек, НДС не облагается в связи с применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст.346.12 и 346.13 гл.26.2 Налогового кодекса РФ. Стоимость I этапа - 2 009 542 (Два миллиона девять тысяч пятьсот сорок два) рубля 63 копейки, стоимость II этапа - 54 129 (Пятьдесят четыре тысячи сто двадцать девять) рублей 77 копеек.
В соответствии с пунктом 2.4 Контракта (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 15.11.2023) источник финансирования - средства бюджета муниципального образования - городской округ Великий Новгород (местный бюджет) на 2023 год: КБК 919 0501 1050126260 243 - 2 063 672 (два миллиона шестьдесят три тысячи шестьсот семьдесят два) рубля 40 копеек.
В силу пункта 4.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 23.08.2023) срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 11.09.2023 включительно.
I этап - с даты заключения контракта до 05.09.2023 включительно;
II этап - с даты заключения контракта до 11.09.2023 включительно.
Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Аналогичные сроки выполнения работ приведены в Приложении N 1 к Контракту (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 23.08.2023).
Порядок сдачи и приёмки работ регламентирован разделом 4 Контракта.
Согласно подпунктам 5.3.1, 5.3.2 пункта 5.3 Контракта подрядчик обязан:
- выполнить работы в полном соответствии со строительными нормами и правилами, а также в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к контракту) проектной документацией;
- своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении муниципального контракта, а также к установленному муниципальным контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполненных работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
Как следует из материалов Сведений, в срок до 11.09.2023 включительно работы надлежащего качества по Контракту ООО "Безопасность" выполнены не были. За пределами этого срока подрядчиком работы надлежащего качества также не были выполнены.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 10.3 Контракта).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 405 ГК РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Согласно пункту 1 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
15.12.2023 МКУ "Городское хозяйство" было составлено письмо "Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта от 10.04.2023 N 28ЭА.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15", в котором указано, что при проверке заказчиком результата выполненных работ установлены многочисленные недостатки выполненных работ.
При прокладке трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного жилого дома использовались самодельные металлические опоры, не обеспечивающие его устойчивость (трубопроводы следует прокладывать на опорах, подвесках, кронштейнах или хомутах, рекомендуемых разработчиком или изготовителем труб согласно пункту 14.3.5 СП 10.13130.2020).
Монтаж трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного жилого дома выполнен ниже уровня, указанного в проекте.
15.08.2023 во время испытания системы противопожарного водопровода произошло первое затопление многоквартирного жилого дома. 21.08.2023 во время испытания системы противопожарного водопровода произошло второе затопление многоквартирного жилого дома. В связи с произошедшими событиями было решено отложить приемку выполненных работ до устранения недостатков. На 30.08.2023 повторное испытание системы противопожарного водопровода не осуществлено, также часть работ не выполнена (отсутствуют пожарные рукава).
Монтаж трубопровода выполнен некачественно, соединения неровные.
При установке кранов в пожарных шкафах не соблюдено необходимое расстояние, что мешает монтажу и дальнейшему использованию пожарных рукавов.
Присоединить пожарные рукава к кранам в пожарных шкафах не представляется возможным в связи с тем, что пожарные краны развернуты в сторону капитальной стены.
Паспорта на пожарные шкафы не предоставлены.
На каждом пожарном шкафе должна быть маркировка, сохраняющаяся в течение всего срока эксплуатации и включающая в себя следующие данные:
- наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение "ШП";
- дату изготовления (год, месяц).
Задняя металлическая стенка шкафа вырезана и не зачищена, что может привести к травмам.
Хомуты на трубах не прикреплены к стене, трубы висят в воздухе.
Некачественная зачеканка льном резъбового соединения пожарного крана и трубопровода.
Сварочный шов на врезке к существующему трубопроводу намокает (некачественная сварка).
ООО "Безопасность" представило письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту следующего содержания.
Использование самодельных металлических опор связано с тем, что прокладка трубопровода по потолку (проектным способом) помешала бы существующему освещению (решения по освещению отсутствовали в проектной документации). Устойчивость трубопровода обеспечена. В мотивированном отказе заказчика от приемки выполненных работ от 14.09.2023 указано, что работы по металлическим опорам выполнены. Впервые о таком недостатке указано в мотивированном отказе заказчика от приемки выполненных работ от 19.10.2023. В первоначальном решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.11.2023 указано на использование подрядчиком самодельных металлических опор, не обеспечивающих устойчивость неметаллического трубопровода в подвальном помещении. Вместе с тем, указанное решение заказчиком отменено, что свидетельствует об устранении данного нарушения.
Замечания о монтаже трубопроводов ниже уровня, указанного в проектной документации, подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали, равно как и в первоначальном решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.11.2023.
О невозможности приемки работ в установленный срок в связи с затоплениями 15.08.2023 и 21.08.2023 подрядчику не сообщалось, документы, подтверждающие данный факт, не предъявлялись.
Утверждение о том, что монтаж трубопровода выполнен некачественно, соединения неровные, не подтверждается документально; кроме того, не указано, на каком именно участке трубопровода имеются такие дефекты. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Краны в пожарных шкафах смонтированы в проектном положении, монтаж и дальнейшее использование пожарных рукавов возможно. Соблюдено расстояние, позволяющее дальнейшую эксплуатацию пожарных рукавов. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Указание на то, что пожарные краны развернуты в сторону капитальных стен, не соответствует действительности. Пожарные краны установлены надлежащим образом, позволяющим присоединить пожарные рукава. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Декларация о соответствии на пожарный шкаф предоставлена заказчику.
Маркировка на пожарных шкафах в наличии. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Задняя металлическая стенка шкафа вырезана, но на нее прикреплено гладкое листовое железо во избежание порезов. Данные работы произведены по согласованию с заказчиком. Указанное замечание не является нарушением каких-либо нормативов. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Указание на то, что хомуты на трубах не прикреплены к стене и трубы висят в воздухе, не соответствует действительности. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Не подтверждено документально, что заченка льном резъбового соединения пожарного крана была выполнена некачественно. Работы произведены качественно. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Сварочный шов на врезке к существующему трубопроводу выполнен качественно, система находится под давлением, шов сухой. Данные замечания подрядчику не поступали, срок на устранение недостатков не устанавливался. В мотивированных отказах от приемки работ (август-октябрь) данные замечания отсутствовали.
Два пожарных рукава в настоящее время установлены, остальные двадцать четыре рукава переданы старшей по дому на ответственное хранение, монтаж будет произведен после приемки выполненных работ в связи с опасением их кражи.
В мотивированном отказе заказчика от приемки работ (к документу от приемки от 16.08.2023) указано, что подрядчик выполнил установку пожарных кранов (без пожарных рукавов). В мотивированных отказах заказчика от приемки выполненных работ (к документам о приемки от 05.09.2023, от 14.09.2023, от 05.10.2023) и в первоначальном решении заказчика об одностороннем отказе от 03.11.2023 такие недостатки не перечислены, указано, что подрядчик выполнил установку пожарных кранов.
Таким образом, в нарушение положений Контракта, заказчиком подрядчику не направлялись уведомления об устранении недостатков и не устанавливались разумные сроки для их устранения. О претензиях заказчика подрядчику стало известно после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При исполнении Контракта ООО "Безопасность" было выявлено, что для выполнения работ требуется корректировка проектной документации. О данном факте заказчик был извещен 01.06.2023. Однако, изменения в проектную документацию внесены не были, такая документация от заказчика не поступала.
Выполненные работы ООО "Безопасность" считает надлежащими, отказы заказчика от их приемки и отказ заказчика от исполнения Контракта надуманны, являются уклонением заказчика от исполнения принятых на себя обязательств, ограничивают права подрядчика.
Также, подрядчик указывает, что в качестве основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта заказчик ссылается на нарушение сроков выполнения работ.
С учетом изложенного, ООО "Безопасность" полагает, что законных оснований для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не имеется.
На рассмотрении Сведении представители подрядчика поддержал доводы вышеуказанных пояснений в полном объеме.
В результате рассмотрения Сведений установлено следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Действия, предусмотренные пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, МКУ "Городское хозяйство" были выполнены 15.12.2023 (в указанную дату с использованием единой информационной системы было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение об одностороннем отказе), подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в единой информационной системе).
В силу положений пунктов 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО "Безопасность" о принятом Решении об одностороннем отказе также являлось 15.12.2023, что подтверждается соответствующей информацией единой информационной системы ("Поставщик получено 15.12.2023 09:38 (МСК)").
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следует отметить, что ранее, 03.11.2023, МКУ "Городское хозяйство" уже было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Безопасность" обязательств по Контракту. 13.11.2023 МКУ "Городское хозяйство" данное решение было отменено в связи с тем, что "по состоянию на 13.11.2023 подрядчик приступил к устранению недостатков".
Таким образом, в рассматриваемом случае отмена Решения об одностороннем отказе заказчиком была невозможна.
Учитывая вышеизложенное, Решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.12.2023, с данной даты Контракт считается расторгнутым.
При решении вопроса о включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью исполнения заключаемых контрактов.
Проектная документация была размещена в составе извещения о проведении электронного аукциона, по итогам которого был заключен Контракт.
Подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "Безопасность" выразило согласие на выполнение работ на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, в том числе выразило согласие с объемом работ, установленными требованиями к качеству работ, а также сроку выполнения работ.
С самого начала исполнения Контракта ООО "Безопасность" обращалось в адрес заказчика с просьбой внесения изменений в проектную документацию.
Следует отметить, что представители заказчика в ходе рассмотрения Сведений не отрицали целесообразность корректировки проектной документации. Кроме того, подрядчику согласовывались использование при исполнении Контракта иных материалов, товаров (например, письмом МКУ "Городское хозяйство" исх. N 4085 от 12.05.2023).
Согласно пункту 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
01.06.2023 письмом исх. N 47 ООО "Безопасность" приостановило работы на объекте до внесения изменений в проектную документацию.
18.07.2023 письмом исх. N 5672 заказчик направил в адрес подрядчика копию проектной документации с внесенными в нее изменениями.
Представители подрядчика в ходе рассмотрения Сведений отрицали получение экземпляра проектной документации с внесенными в нее изменениями.
Между тем, несмотря на данное утверждение, подрядчик работы на объекте продолжил, в дальнейшем работы не приостанавливал, неоднократно предъявлял выполненные им работы к приемке, в ходе рассмотрения Сведений представители подрядчика утверждали, что работы подрядчиком выполнены в полном объеме.
То есть, с учетом утверждения о неполучении экземпляра проектной документации с внесенными в нее изменениями, подрядчиком работы на объекте велись на его страх и риск.
При таких обстоятельствах ссылка подрядчика на наличие в проектной документации недостатков не может служить доказательством надлежащего исполнения им Контракта.
Также необходимо отметить, что подрядчик не воспользовался своим правом на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе и Контрактом.
20.06.2023 специалистами МКУ "Городское хозяйство" совместно с председателем ТСЖ "София" был составлен акт фиксации выполненных работ по Контракту. В данном акте указаны многочисленные недостатки выполненных работ, в частности, следующие:
- хомуты не прикреплены к стене, трубы висят в воздухе;
- шкафы установлены некачественно, задняя стенка деформирована и небезопасна в использовании;
- при установке пожарных кранов не соблюдено расстояние между кранами, что затрудняет использование;
- шкафы установлены некачественно, задняя стенка деформирована и небезопасна в использовании, т.е. те работы, которые указаны в Решении об одностороннем отказе.
При этом, в данном акте также отмечено, что для проведения обследования ряда работ необходимо получить доступ к нише, расшив гипсокартон, в связи с чем, данные работы не обследовались.
Данный акт, со слов представителей заказчика, был направлен подрядчику письмом исх. N 4951 от 22.06.2023 (представители подрядчика утверждали, что данный акт ими получен не был).
24 из 26 пожарных рукавов в настоящее время не установлены. Данный факт подрядчиком не отрицается.
О том, что работы ООО "Безопасность" выполнены некачественно, также указано в заключениях Индивидуального предпринимателя Глумова И.С. исх. N б/н от 02.10.2023 и Общества с ограниченной ответственностью "Бюро пожарного аудита" исх. N 98 от 24.10.2023 по результатам обследования внутреннего противопожарного водопровода в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15.
Порядок приемки выполненных работ регламентирован частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе и разделом 4 Контракта.
ООО "Безопасность" неоднократно посредством единой информационной системы направлялись документы о приемке (16.08.2023, 05.09.2023, 14.09.2023, 05.10.2023, 21.12.2023). Заказчиком каждый раз было отказано в приемке выполненных работ (30.08.2023, 14.09.2023, 28.09.2023, 19.10.2023, 25.12.2023) по причине их некачественного выполнения.
В частности, в мотивированном отказе заказчика от 30.08.2023 указано на затопления 15.08.2023 и 21.08.2023.
Последний раз ООО "Безопасность" документы о приемки были направлены заказчику 21.12.2023, то есть после принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе.
Как было отмечено, заказчик отказал в приемке работ, при этом, в мотивированном отказе (размещен в единой информационной системе 25.12.2023) он указал только ряд недостатков, перечисленных в Решении об одностороннем отказе.
Так, в данном мотивированном отказе отсутствует указание на следующие недостатки:
при прокладке трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного жилого дома использовались самодельные металлические опоры, не обеспечивающие его устойчивость (трубопроводы следует прокладывать на опорах, подвесках, кронштейнах или хомутах, рекомендуемых разработчиком или изготовителем труб согласно п. 14.3.5 СП 10.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования");
монтаж трубопроводов в подвальном помещении многоквартирного жилого дома выполнен ниже уровня, указанного в проекте;
не предоставлены паспорта на пожарные шкафы.
В ходе рассмотрения Сведений представители заказчика подтвердили, что данные нарушения устранены.
При этом, в отношении остальных нарушений, представители заказчика пояснили, что они подрядчиком устранены не были.
Для подтверждения/опровержения того, что работы выполнены некачественно, 18.12.2023 МКУ "Городское хозяйство" с Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Наука-Строительству" (далее - ООО "НПО "НАСТ") был заключен договор N Э-23257 на проведение экспертизы выполненных работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15.
О времени проведения экспертизы ООО "Безопасность" было уведомлено, генеральный директор общества в ходе рассмотрения Сведений подтвердил, что присутствовал на ее проведении.
В соответствии с экспертным заключением ООО "НПО "НАСТ" о состоянии выполненных работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода в многоквартирном жилом доме по адресу: Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15:
- капитальный ремонт системы противопожарного водопровода выполнен некачественно (выявлены многочисленные дефекты);
- дальнейшая эксплуатация системы пожарного водопровода невозможна;
- работы по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода возможно принять частично (приемка работ возможна только после предоставления всей исходно-разрешительной, проектной и исполнительной документации, маркировки агрегатов, обеспечении инструкций и технологических схем и проведения пуско-наладочных работ).
Также, в Приложении N 1 к указанному заключению ("Фотофиксация") отмечено, что трассы трубопровода не выдержаны параллельно друг другу, расстояние между трубопроводами переменно, имеются пересечения и касания трубопроводов других инженерных систем; сварные соединения металлических элементов трубопровода не соответствуют СП 470.1325800.2019 и СП 75.1330.2011.
Таким образом, материалами Сведений подтверждается наличие у заказчика достаточных оснований для принятия Решения об одностороннем отказе, поведение подрядчика при исполнении Контракта являлось ненадлежащим, недобросовестным и не могло и не может рассматриваться в качестве достаточного для достижения надлежащего результата работ по Контракту в установленные им сроки выполнения работ.
В установленный срок, а также за его пределами, работы надлежащего качества выполнены не были. Предъявленные к приемке работы заказчиком правомерно приняты не были.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения планируемых результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Доказательств того, что цель Контракта - выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15 - достигнута, в материалах Сведений не содержится.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о недобросовестном поведении ООО "Безопасность" при исполнении Контракта.
Ссылка заказчика в Решении об одностороннем отказе на пункт 2 статьи 715 ГК РФ не является основанием для невключения Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Из Решения об одностороннем отказе прямо следует, что основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта послужило некачественное выполнение ООО "Безопасность" работ по Контракту.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая вышеизложенное и, поскольку, основания для принятия Решения об одностороннем отказе у заказчика имелись, решение вступило в силу, не оспорено ООО "Безопасность" в судебном порядке (равно как и иные действия заказчика при исполнении Контракта, в том числе отказы заказчика в приемке выполненных работ), Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные МКУ "Городское хозяйство" в отношении ООО "Безопасность", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки соблюдения процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика - МКУ "Городское хозяйство" не установлено.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным казенным учреждением Великого Новгорода "Городское хозяйство" (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 28ЭА.2023 от 10.04.2023 (реестровый номер контракта - 35321058474 23 000036), заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Безопасность" (ИНН: 5310013873; 173007, Новгородская область, Новгородский район, д. Юрьево, ул. Словенская, д. 4) (генеральный директор и единственный участник - _ (ИНН: _)) по итогам проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ на выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарного водопровода многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 15, извещение N 0350300011823000065 о проведении которого в ред. ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2023, включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" от исполнения контракта N 28ЭА.2023 от 10.04.2023 (реестровый номер контракта - 35321058474 23 000036), не установлено.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 16 января 2024 г. N 053/10/104-775/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024