Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Рассмотрев с использованием видео-конференц-связи сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД ГРУПП" (адрес: 141001, Московская область, г. Мытищи, Вокзальная площадь, д. 2, пом. 31; ИНН 5029254092) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нат оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт кровли лечебного корпуса. Детское отделение N 9" (номер извещения: 0157200000323000113),
УСТАНОВИЛА:
09 января 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" в отношении - ООО "КАСКАД ГРУПП" (адрес: 141001, Московская область, г. Мытищи, Вокзальная площадь, д. 2, пом. 31; ИНН 5029254092) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт кровли лечебного корпуса. Детское отделение N 9" (номер извещения: 0157200000323000113).
Рассмотрение сведений состоялось 15.01.2024 в 15 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323000113 о проведении электронного аукциона - 02.03.2023 14:31.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 681 994,35 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 N 0157200000323000113, на участие в аукционе подано 7 (семь) заявок, все допущены.
На основании протокола подведения итогов комиссия приняла решение признать победителем участника закупки, подавшего заявку N 54.
5) 27.03.2023 Заказчиком заключён контракт с ООО "КАСКАД ГРУПП" N 0157200000323000113 на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт кровли лечебного корпуса. Детское отделение N 9", с ценой 354 636,54 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно п.1.1. контракта, Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт кровли лечебного корпуса. Детское отделение N 9", расположенного по адресу: 180520, Псковская область, Псковский район, д. Богданово (далее - Услуги) и передаче результата Заказчику, а Заказчик обязуется осуществить приемку и оплатить их в порядке и сроки, установленные Контрактом.
В соответствии с пунктами 4.4.6, 4.4.7, 4.4.8 Контракта Подрядчик обязуется согласовывать проектную документацию с компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, эксплуатирующими организациями, Заказчиком, надзорными и другими компетентными органами, заключение которых необходимо получить для определения соответствия результата услуг Исполнителя установленным требованиям, в том числе с организациями, выдавшими технические условия, своими силами и за свой счет получить и предоставить Заказчику положительное заключение государственной экспертизы на сметную документацию (на определение достоверности сметной стоимости объекта), с устранением всех полученных замечаний от экспертной организации, выдать Заказчику проектную документацию в объеме с учетом требований Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту)
Согласно п. 3.1 Контракта календарные сроки выполнения работ определены Сторонами: с момента заключения Контракта по 31.08.2023 года.
16.05.2023 в адрес Подрядчика Заказчиком было направлено письмо (исх. N 1351) с замечаниями к представленным документам.
13.06.2023 в адрес Подрядчика Заказчиком была направлено письмо (исх. N 1648) с замечаниями к представленным документам.
19.06.2023 г. Подрядчик Заказчику письмом (исх. N 272) ответил на замечания (письма от 16.05.2023, 13.06.2023).
08.08.2023 Подрядчиком Заказчику было направлено письмо (исх. N 366) с просьбой представить документы для прохождения государственной экспертизы.
06.12.2023 письмом (исх. N 490) Подрядчик направил Заказчику перечень рекомендаций по комплектности.
11.12.2023 Подрядчик письмом (исх. 496) предложил Заказчику изменить акт обследования и прописать в нем, что "при обследовании объекта выявлено - шатровая кровля демонтирована силами заказчика, а так же в целях защиты плит покрытия от воздействия атмосферных осадков, уложен рулонный материал типа "рубероид"
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:
- при нарушении Подрядчиком срока начала производства работ, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ, более чем на 30 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- при выявлении двух и более фактов необеспечения требуемого качества работ;
- при двух и более фактах невыполнения предписаний, выданных Заказчиком;
- при выявлении двух и более фактов несоответствии значений технических характеристик применяемых материалов и изделий;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения Контракта, без возмещения убытков.
18.12.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.12.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из письменных пояснений Общества, все разделы проектно-сметной документации приняты и согласованы Заказчиком, 11.12.2023 поступили замечания от Главгосэкспертизы: согласно проекту делается реконструкция кровли, а по договору проводится капитальный ремонт. Общество предложило Заказчику написать письмо, в котором будет указано, что старая кровля была демонтирована силами Заказчика, и реконструкция не производится, однако заказчик отказался. В связи с тем, что от Заказчика письмо не поступило Общество не смогло подать документы в Главгосэкспертизу.
Включение сведений в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, целесообразности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершения правонарушения.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, представленные материалы подтверждают совершение действий направленных на исполнение контракта.
При этом, установлено, что сведения об Обществе уже включены в реестр недобросовестных поставщиков, о чем свидетельствуют записи N 23011516, 2301063, 23008162.
Таким образом права Заказчика от данного Общества защищены, а Заказчик имеет право потребовать возмещения фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии" в отношении ООО "КАСКАД ГРУПП" (адрес: 1141001, Московская область, г. Мытищи, Вокзальная площадь, д. 2, пом. 31; ИНН 5029254092) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту "Капитальный ремонт кровли лечебного корпуса. Детское отделение N 9" (номер извещения: 0157200000323000113), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 января 2024 г. N РНП 060/06/95-3/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024