Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Инспекция) в составе:
в связи с поступлением из Псковского государственного университета (ПсковГУ) (вх. N 5636/23 от 22.09.2023) уведомления о заключении контракта по по п. 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, которое содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании Приказа Псковского УФАС России от 08 декабря 2023 года N 74/23 "О проведении внеплановой проверки".
Субъект контроля: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Псковский государственный университет (ПсковГУ).
Юридический адрес проверяемой организации: 180000, Псковская область, г.Псков, пл. Ленина, д.2.
Почтовый адрес проверяемой организации: 180000, Псковская область, г.Псков, пл. Ленина, д.2
Место проведения проверки: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13.
Срок проведения проверки: с 11 декабря 2023 года по 15 января 2024 года (с учетом приказа Псковского УФАС России от 22.12.2023 N 82/23 "О продлении срока проведения внеплановой проверки").
Цель и задача проверки: проверка действий Заказчика при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предметом проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе.
В силу подпункта "б" части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены:
1. Уведомление "Псковского государственного университета" (ПсковГУ) (исх. N 30.1122-005 от 22.11.2023), поступившее в Псковское УФАС России 22.11.2023 (вх. N 5636/23);
2. Контракт N 51 от 21.11.2023;
3. Письмо МЧС от 12.10.2023 N ИВ-184-5457;
4. Заключение экспертизы N 18/23-60-ЭЗ;
5. Техническое заключение от 07.07.2022 N 31/22;
6. Письменные пояснения от 13.12.2023 N 30.1213-008 (вх. N 6049-ЭП/23) проректора по административно-хозяйственной работе и безопасности Матвеева Д.Н.
7. Договор N 742 от 16.10.2023 на выполнение работ по визуальному обследованию объектов капитального ремонта ПсковГУ с подготовкой заключения.
8. Акт сдачи - приемки выполненных работ N 1 от 25.10.2023;
9. Платёжное поручение N 62198 от 27.10.2023.
10. Скрин-шот заявки из подсистемы системы "Капремонт.иасмон.рф" ИАС "Мониторинг" Минобрнауки России;
11. Копия выписки сведений о публикации решения бюджетной комиссии Минобрнауки России;
12. Копия Соглашения от 29.11.2023 N 075-02-2023-2049 о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено:
21.11.2023 между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Псковский государственный университет" и Акционерным обществом "Псковская производственно-инновационная компания" заключён контракт N 51 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (ИКЗ: 23160271386176027010010070059391243).
Согласно п. 2.1 Контракта цена работ составила 21 233 755,00 рублей 00 копеек, с учетом налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, что составляет - 3 538 959,17.
Источник финансирования - субсидия на иные цели (средства бюджетных учреждений).
Срок выполнения работ: начало выполнения работ: с даты передачи и приёмки Подрядчиком строительной площадки по акту приёма - передачи строительной площадки; дата окончания выполнения работ: 31 июля 2024 года.
Согласно преамбуле заключённого Контракта N 51 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" от 21.11.2023 контракт заключён у единственного подрядчика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной, системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке.
Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключённого в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
22.11.2023 поступило уведомление об осуществлении закупки у единственного подрядчика N 30.1122-005. В рамках внеплановой проверки ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" Псковским УФАС в уведомлении о внеплановой проверке (исх. N НЮ/4148/23 от 08.12.2023) запрошены дополнительные документы и письменные объяснения о причинах заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" более чем через месяц после повреждения. Представлены письменные пояснения от 13.12.2023 N 30.1213-008 (вх. N 6049-ЭП/23 от 14.12.2023), согласно которых контракт заключен в следствие обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения чрезвычайной ситуации. Заключение Контракта N 51 от 21 ноября 2023 года без проведения конкурентной процедуры обусловлено обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее. 7 и 8 октября 2023 года в результате неблагоприятного погодного явления были повреждены фрагменты крыши учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу : г. Псков, пл. Ленина, д. 2.
Для оценки чрезвычайности (опасности) данной ситуации ПсковГУ с помощью внешнего независимого эксперта, были проведены работы по техническому обследованию состояния строительных конструкций участка крыши, а так же для обнаружения видимых и скрытых дефектов и повреждений всей конструкции крыши учебного корпуса.
Согласно письменных пояснений от 13.12.2023 N 30.1213-008 25.10.2023 года было выдано экспертное заключение, в результате проведённой экспертизы покрытие кровли и обрешётки признано аварийным, техническое состояние строительных конструкций крыши, характеризующееся повреждениями и деформацией, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости кровельного покрытия и внезапного его обрушения. Информация о текущем техническом состоянии учебного корпуса была направлена в Минобрнауки России. 13.11.2023 была размещена информация о решении бюджетной комиссии Минобрнауки России, в соответствии с которым принято решение о предоставлении из федерального бюджета средств на выполнение капитального ремонта объекта недвижимого имущества, а именно кровли главного учебного корпуса.
21.11.2023 заключён Контракта N 51 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу : г. Псков, пл. Ленина, д. 2.
В период с 13.11.2023 по дату заключения контракта осуществлялась работа по исключению из общей сметы проекта видов работ, которые непосредственно не связаны с устранением аварии.
По итогам внеплановой проверки инспекция Псковского УФАС России пришла к выводу, что ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" Контракт N 51 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: РФ, Псковская область, г. Псков, пл. Ленина, д.2 на сумму 21 233 755,00 рублей 00 копеек заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе, исходя из следующего:
Заказчиком ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" определен способ закупки у единственного подрядчика на выполнение работ работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: РФ, Псковская область, г. Псков, пл. Ленина, д.2 с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В силу ст. ст. 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержат выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно;
Таким образом, заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в порядке п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе исключительно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, и при этом если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Как следует из содержания Уведомления от 22.11.2023 N 30.1122-005, заключение Контракта связано с необходимостью ликвидации последствий аварийного состояния конструкции кровли здания учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет".
В качестве обоснованности заключения контракта N 51 от 21 ноября 2023 года на выполнение аварийных работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" представлено Заключение экспертизы N 18/23-60-ЭЗ, выданное на основании визуального обследования объектов капитального ремонта ПсковГУ (договор N 742 от 16.10.2023 ИП Любых П.Г.). Тем не менее, данный документ не содержит в себе обоснования потребности заказчика заключения контракта по основанию пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Инспекцией Псковского УФАС России установлено, что повреждение фрагмента крыши учебного корпуса произошло 7-8 октября, Договор N 742 на выполнение работ по визуальному обследованию объекта капитального ремонта заключен 16 октября 2023 г, исполнен 25 октября 2023 года (акт приемки-сдачи выполненных работ N 1 от 25.10.2023), в то время как контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" заключен 21 ноября 2023 года. Исходя из вышесказанного, у Заказчика объективно имелось достаточно времени для проведения конкурентного способа закупки.
Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, Заказчиком не представлены.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм при выборе заказчиком способа осуществления закупки у единственного поставщика необходимо иметь конкретные доказательства и факты того, что без оперативного вмешательства возможно возникновение чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью людей и приводящей к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде. Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и соответственно запланировать подобные нужды.
Однако в данном случае сведений о возникновении именно чрезвычайной ситуации, которая бы в свою очередь потребовала экстренного выполнения строительных работ, в рассматриваемом деле не содержится.
К признакам непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
К непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Режим чрезвычайной ситуации объявлен не был.
Указанные выше обстоятельства указывают на имевшуюся у заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
Группировка по коду 43.91.19.190 ОКПД2 включает в себя работы кровельные прочие, не включённые в другие группировки, и соответственно, в извещении по определению подрядчика на выполнение работ по ремонту кровли следует установить данный код ОКПД2.
Рынок, на котором хозяйствующие субъекта осуществляют свою деятельность по ремонту кровли определён кодом ОКВЭД 43.91. Географические границы вышеуказанного товарного рынка определены границами Российской Федерации.
Согласно сведениям, размещённым в ЕИС (единой информационной системе) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, на территории Псковской области осуществляют и участвуют в процедурах определения поставщика по ремонту кровли такие хозяйствующие субъекты как ООО "Эра", ООО "Гриал", ООО "Спецстрой Плюс", ИП Степанов Д.С.
Из вышеизложенного следует, что АО "Псковская производственно-инновационная компания" не является единственным хозяйствующим субъектом на территории Псковской области, тем более на территории Российской Федерации, осуществляющим работы данного вида.
Как показало исследование закупок предметом которых также явился ремонт кровли при проведении конкурентных процедур Заказчиками было достигнуто снижение НМЦК на 34,5 % (электронный аукцион N 0157300017323000009) Заказчик Администрация Струго-Красненского района; снижение НМЦК на 23% (электронный аукцион 0157200000323000489) Заказчик ГБУСО Псковской области "Себежский дом-интернат для престарелых и инвалидов"; снижение НМЦК на 20,5 % (электронный аукцион N 0157300025223000154) Заказчик МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников N 27 "Аленушка", что свидетельствует о наличии конкурентной среды га данном товарном рынке, возможности экономии расходов Заказчика, а следовательно эффективности расходования бюджетных средств.
Заключение указанного контракта в нарушение статей 1, 6 и 8, 93 Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить контракт на выполнение работ, предусмотренных в вышеназванных контрактах.
Отказ от конкурентных процедур приводит (может привести) к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, экономию бюджетных средств.
Как следует из представленных пояснений, большой временной интервал между возникшей чрезвычайной ситуацией и заключением Контракта обусловлен необходимостью получения экспертного заключения о необходимости проведения капитального ремонта и отсутствием средств на выполнение работ по капитальному ремонту кровли главного учебного корпуса ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет", а также необходимостью решения о предоставлении из федерального бюджета средств на выполнение капитального объекта недвижимого имущества.
Однако Инспекция Псковского УФАС России обращает внимание, что применение нормы п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта обуславливается срочностью устранения последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, т.е. заключение государственного контракта по данному основанию должно одновременно предполагать:
наличие события, повлекшее наступление чрезвычайной ситуации;
отсутствие необходимого времени на планирование и проведение электронных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, рассматриваемая ситуация не носила чрезвычайный и экстренный характер, в связи с чем Заказчик не был лишен возможности решить вопрос о проведении конкурентных процедур.
На основании вышеизложенного, инспекция Псковского УФАС России приходит к выводу об отсутствии у Заказчика ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" правовых оснований для закупки у единственного поставщика в соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Заказчику согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе надлежало использовать конкурентные способы определения поставщиков (электронный аукцион, конкурс).
Ответственность за указанное правонарушение установлено ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Инспекция Псковского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" нарушение ч. 1 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в части определения способа определения подрядчика не конкурентным способом.
2. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 января 2024 г. N 5636/23 (ключевые темы: чрезвычайная ситуация - непреодолимая сила - капитальный ремонт кровли - авария - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024