Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 января 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей
министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Заказчик) - Галанцева К.О.,
общества с ограниченной ответственностью "СВТК-Строй" (далее - ООО "СВТК-Строй, Общество, Подрядчик) - Клышева О.Н., Андреева Н.П.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 12.12.2023 от исполнения государственного контракта от 02.12.2022 N 0164200003022003709_344701 на выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева", и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области о направлении сведений об ООО "СВТК-Строй" (443001,Самарская область, г.о. Самара, вн. р-н Ленинский, г. Самара, ул. Пушкина, д.194, кв. 182, ИНН 6319208332) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 12.12.2023 от исполнения государственного контракта от 02.12.2022 N 0164200003022003709_344701 на выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева", в связи с нарушением Обществом условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 09.01.2024, продолжилось 10.01.2024 после перерыва.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения 12.12.2023 от исполнения государственного контракта от 02.12.2022 N 0164200003022003709_344701, представил подтверждающие документы. Общество представило письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Установлено, что по итогам электронного аукциона N0164200003022003709 министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области 02.12.2022 заключило с ООО "СВТК-Строй" государственный контракт N 0164200003022003709_344701 на выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева" на сумму 41 516 119,19 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания, подготовить проектную документацию, разработать рабочую документацию, выполнить работы по строительству объекта: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева".
В том числе, пунктом 1.1.1 установлено: "Выполнить инженерные изыскания, подготовить проектную документацию, разработать рабочую документацию, для строительства Объекта (далее - ПИР) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Графиком на выполнение работ по проектированию, строительству Объекта (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат ПИР и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Пунктом 1.1.2 установлено, в том числе, следующее: "Выполнить работы по строительству Объекта (далее - СМР) в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и в объеме работ в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, разработанной в соответствии с пунктом 1.1.1. в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком на выполнение работ по проектированию, строительству Объекта (Приложение N 2 к Контракту) и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в разделе 3 Контракта и в Графике на выполнение работ по проектированию, строительству Объекта (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Согласно пункту 4.2 контракта дата окончания работ, предусмотренных пунктом 1.1.1 - 01.07.2023, дата окончания работ, предусмотренных пунктом 1.1.2 - 01.12.2023.
В соответствии с пунктом 6.1.1 контракта, Заказчик обязан передать Подрядчику техническое задание на подготовку проектной и рабочей документации, а также исходные данные, имеющиеся в распоряжении Заказчика для осуществления подготовки проектной и рабочей документации в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения настоящего контракта.
20.01.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N49.01-06/326, в котором согласовал перечень субподрядных организаций.
24.01.2023 между ООО "СВТК-Строй" и ООО "Тамбовпроект" заключены договоры:
- N909-20 на выполнение работ по разработке проектной документации, выполнение проекта планировки и проекта межевания территории для линейного объекта по объекту: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева";
- N910-20 на выполнение работ по разработке инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий и инженерно-экологических изысканий по объекту: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева";
- N911-20 на выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту: "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева".
13.02.2023 ООО "Тамбовпроект" направило в адрес ТОГБУ "Капиталстрой" и ООО "СВТК-Строй" письмо N121, в котором проинформировало о том, что отсутствуют исходные данные для проектирования.
02.03.2023 ООО "Тамбовпроект" письмом N159/1 уведомило ТОГБУ "Капиталстрой" и ООО "СВТК-Строй" об отсутствии исходных данных для проектирования.
15.03.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N23-179, в котором указал о приостановке работ по контракту, так как ему не были переданы технические условия на подключение проектируемых сетей.
Согласно письму от 05.04.2023 N309, направленного ООО "Тамбовпроект" в адрес ООО "СВТК-Строй", исходные данные для проектирования не представлены Заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.1.1 контракта, Заказчик должен был передать Подрядчику запрашиваемые документы в срок до 09.12.2022, однако, согласно письменным пояснениям Общества (исх. от 29.12.2023 N253-12/2023, вх. от 09.01.2024 N9-ЭП/24) запрашиваемые документы были направлены Заказчиком в адрес ООО "СВТК-Строй" письмом от 02.05.2023. Таким образом, общая просрочка предоставления исходных данных со стороны Заказчика составила 146 календарных дней.
02.05.2023 Общество направило в адрес ООО "Тамбовпроект" письмо N23-245 с просьбой возобновить работы по договорам от 24.01.2023 N909-20, N910-20, N911-20, ввиду представления Заказчиком технических условий.
14.06.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Тамбовпроект" письмо N49.01-06/3002, в котором просил учесть в сметной документации затраты на авторский надзор в размере 0,2%, а также письмо N49.0106/3003, в котором просит учесть в сметной документации затраты на строительный контроль в размере 2,14%.
15.06.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Тамбовпроект" письмо N49.01-06/3055, в котором просил включить в сметную документацию затраты на технологическое присоединение к сети газоснабжения в соответствии с договором о подключении (технологическом присоединении) существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сетям газораспределения от 20.04.2023 N23-8-6705-25-01252.
30.06.2023 сторонами было подписано дополнительное соглашение N4, согласно которому: "Дата окончания Работ, предусмотренных пунктом 1.1.1 - 24.07.2023
Дата окончания Работ, предусмотренных пунктом 1.1.2 - 01.12.2023".
24.07.2023 сторонами было подписано дополнительное соглашение N5, согласно которому: "Дата окончания Работ, предусмотренных пунктом 1.1.1 - 24.08.2023
Дата окончания Работ, предусмотренных пунктом 1.1.2 - 01.12.2023".
02.10.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Тамбовпроект" письмо N49.01-06/5258, в котором просил в рамках проектных работ включить в сметную документацию непредвиденные затраты в размере 3%.
09.11.2023 Заказчик направил в адрес ООО "Тамбовгосэкспертиза" письмо N49.01-06/6074, согласно которому проектная документация и инженерные изыскания по объекту "Строительство объектов газоснабжения в мкр. "Телецентр" в границах улиц Советская, Запрудная, Рылеева" представлена в срок, состав и объем выполненных работ соответствует требованиям контракта и приложений к нему, разработка проектной документации согласовывается.
Согласно акту обследования объекта от 08.12.2023, составленного комиссией министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области, Подрядчик не исполнил комплексы работ, определенные контрактом в сроки, а именно: не выполнил инженерные изыскания, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации, для строительства объекта и не выполнил работы по строительству объекта в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Пунктом 19.1 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с нарушением Обществом условий контракта, Заказчик 14.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения, датой надлежащего уведомления является 14.12.2023.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 26.12.2023.
Из содержания письменных пояснений Общества следует, что Подрядчик не согласен с вышеуказанным решением на основании того, что исполнение контракта без предоставления запрашиваемой информации невозможно, поскольку согласно пункту 1 статьи 759 ГК РФ: "По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации", однако запрашиваемые документы были представлены Заказчиком только 02.05.2023. В ходе рассмотрения настоящего дела Общество также пояснило, что Заказчиком вносились изменения в сметную документацию, что в свою очередь увеличивало сроки исполнения государственного контракта.
Заказчик, в свою очередь, при исполнении государственного контракта должен был оказать содействие Подрядчику в выполнении работ, поскольку для обеих сторон важен конечный результат заключенного контракта, таким образом, несвоевременное представление исходных данных по заключенному государственному контракту привело к нарушению срока выполнения работ.
В пункте 5.1 государственного контракта указано, в том числе, следующее: "Перечень конкретных видов и объемов работ по строительству объекта, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, формируется Заказчиком на основании информации, предоставленной Подрядчиком Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ по ПИР (Приложение N 3 к Контракту)
- На основании ПСД, прошедшей государственную экспертизу, и Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570".
В свою очередь, в материалы дела Подрядчиком представлено положительное заключение государственной экспертизы от 18.12.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителем).
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения Подрядчиком условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных сторонами, не следует вывод о наличии у Подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта.
В силу пункта 1 статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.
Из фактических обстоятельств дела в отношении исполнения контракта усматривается то, что в связи с несвоевременным представлением исходных данных для проектирования и последующими изменениями проектно-сметной документации ООО "СВТК-Строй" неоднократно сталкивалось с препятствиями в выполнении работ по контракту, о чем уведомляло Заказчика, тем самым предпринимая меры для предупреждения нарушения сроков выполнения работ.
Поведение Подрядчика по исполнению своих обязательств по контракту, свидетельствует о намерении Общества исполнить условия заключенного контракта. Невозможность выполнения работ в срок и в полном объеме произошла по причинам, независящим от Подрядчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает в действиях ООО "СВТК-Строй" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного государственного контракта от 02.12.2022 N 0164200003022003709_344701.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области в отношении ООО "СВТК-Строй" (443001, Самарская область, г.о. Самара, вн. р-н Ленинский, г. Самара, ул. Пушкина, д.194, кв. 182, ИНН 6319208332), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
К.А. Телкова |
Исп.Телкова К.А.
тел.8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 января 2024 г. N 068/10/104-973/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024