Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии: "___.."
Членов Комиссии: "____"
в присутствии:
"____.." - представителя заявителя ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС", действующей на основании доверенности б/н от 09.01.2024,
"____.." - представителя заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности N 25/16 - 5661 от 17.08.2023,
"____.." - представителя заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности N 25/16 - 126 от 15.01.2024,
"____.." - представителя заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующего на основании доверенности N 25/16 - 8949 от 15.01.2023,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя уполномоченного органа Брянская городская администрация,
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Энергосервис" на действия заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры) за N 0127300013123000812 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
25.12.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры) за N 0127300013123000812.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 100 937 759,55 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за N 0127300013123000812 подано 3 (три) заявки.
Контракт по итогам электронного аукциона за N 0127300013123000812 на момент рассмотрения жалобы не заключён.
Заявитель ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, поскольку:
1) в извещении о проведении электронного аукциона указанный заказчиком способ определения поставщика не соответствует предмету закупки,
2) в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещена проектно-сметная документация не в полном объёме,
3) в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства,
4) требования к составу заявки не содержат информацию о предоставлении участниками закупки в заявке конкретных характеристик товара, используемых при выполнении работ,
5) характеристики товара (светильники), указанные в техническом задании, не соответствуют характеристикам в локально сметном расчёте и в ведомости объёмов работ. Кроме того, характеристики товаров: кронштейн, кабель отсутствуют,
6) заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616,
7) в техническом задании заказчиком сделана ссылка на недействующие Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" и СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение",
8) в техническом задании заказчиком установлено, что "подрядчик самостоятельно решает вопросы с электросетевой компанией по обеспечению допуска к электроустановкам, в том числе при выполнении работ на их опорах при совместном подвесе линии наружного освещения. Данные расходы входят в цену контракта". Кроме того, заявитель считает, что данные расходы не входят в цену контракта.
До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (вх. N 152-ЭП/24 от 15.01.2024).
Изучив представленные документы, заслушав представителей сторон, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Довод заявителя о том, что в извещении о проведении электронного аукциона указанный заказчиком способ определения поставщика не соответствует предмету закупки не нашёл своего подтверждения, поскольку:
Предметом осуществляемой закупки является капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры).
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом предметом осуществляемой закупки является капитальный ремонт линейного объекта.
При обозрении извещения о проведении электронного аукциона за N 0127300013123000812, а именно раздела "Общая информация о закупке. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)" установлено следующее: "Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Заказчиком на обозрение Комиссии Брянского УФАС России представлен скриншот функционала ЕИС при формировании извещения о проведении электронного аукциона, на котором видно, что при выборе способа определения поставщика для закупок, предусматривающей размещение в единой информационной системе в сфере закупок проектно-сметной документации, отсылка на п. 8 ч. 1 ст. 33 с указанием на объект капитального строительства подгружается в извещение автоматически.
Таким образом, предмет закупки заказчиком установлен правомерно.
2. Заказчиком Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации нарушены положения нарушены положения п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, поскольку заказчиком в содержание извещения об электронном аукциона на капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры) за N 0127300013123000812 не включена проектно-сметная документация на выполнение вышеуказанных работ в полном объеме.
Предметом осуществляемой закупки капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, выполняющего работы по строительству осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Состав проектной документации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", согласно которому проектная документация состоит из текстовой части, содержащей сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения, графической части, отображающей принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Согласно, информации, размещённой в ЕИС, а именно "Положительного заключения государственной экспертизы" в состав проектной документации входят 7 документов - 7 файлов (п. 11 заключения), а именно (раздел 3 Заключения):
Однако, при обозрении информации, размещенной в ЕИС, установлено, что в единой информационной системе в сфере закупок размещено только Локальный сметный расчет (смета) N 02-01-01". Кроме того, данный документ называется в ЕИС "07-02-02 Наружное освещение", что не соответствует его фактическому наименованию.
Таким образом, проектно-сметная документация на капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры) размещена заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок не в полном объеме.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Довод заявителя о том, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в трёх СРО, а именно: в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не нашёл своего подтверждения, поскольку при обозрении печатной формы извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено следующее: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ) согласно приложению N5 к извещению "Требования к участникам закупки".
Кроме того, при обозрении приложения N 5 к извещению "Требования к участникам закупки" установлено, что заказчик определил следующее требование: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ)".
Таким образом, к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в саморегулируемой организации только в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указание заказчиком информации о том, что "сведения о члене СРО должны находится в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах" установлены в рамках отсылок на статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Довод заявителя о том, что заказчиком не установлено требование о предоставлении участниками закупки в заявке конкретных характеристик товара, используемых при выполнении работ не нашёл своего подтверждения, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Кром того, участник закупки представляет в заявке на участие в закупке характеристики в отношении товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ. Однако, в рамках рассматриваемой закупки товар, указанный в техническом задании, не поставляется заказчику (не принимается на бухгалтерский учёт), а используется в процессе выполнения работ
5. Заказчиком администрация Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку:
Во-первых, заказчиком при описании объекта закупки установлены противоречивые требования относительно, в частности, номинальной мощности светильников.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что, в частности, номинальная мощность 1 типа светильника определена заказчиком в техническом задании как "не мене 26,4 не более 30". Однако при обозрении ведомости объёмов работ и локального сметного расчёта (сметы) N 02-01-01 заказчиком установлена следующая номинальная мощность по типу светильника 1 "27 Вт", то есть конкретное значение, что противоречит техническому заданию.
Во-вторых, заказчиком при описании объекта закупки не указаны характеристики поставляемого товара, в том числе, в частности, характеристики кронштейна, зажима осветительного, кабеля, зажима плашечного.
В - третьих, заказчиком в техническом задании сделана отсылка на Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", однако 01.01.2021 данный приказ утратил силу.
Довод заявителя о том, что заказчиком в техническом задании указана ссылка на недействующий СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" не нашёл своего подтверждения, поскольку установлено, что данный СНиП, утверждённый Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 N 777/пр, является действующим.
В -четвёртых, заказчиком в техническом задании установлено, что "подрядчик самостоятельно решает вопросы с электросетевой компанией по обеспечению допуска к электроустановкам, в том числе при выполнении работ на их опорах при совместном подвесе линии наружного освещения. Данные расходы входят в цену контракта". Однако не определён перечень электросетевых компаний, информация о порядке и сроках получения допуска, что не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение и ознакомиться с полным объёмом работ, которые нужно будет выполнить в рамках заключённого контракта, в том числе и в плане работ по взаимодействию с электросетевыми компаниями. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, а требование о решении вопросов с электросетевой компанией по обеспечению допуска к электроустановкам не предусмотрено Законом о контрактной системе, но установлено заказчиком в техническом задании.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Довод заявителя о том, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 не нашёл своего подтверждения, поскольку в рамках рассмотрения жалобы было установлено, что товар, указанный в техническом задании, является используемым при выполнении работ, а согласно ч. 4 настоящего постановления запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга. Таким образом, запрет, установленный Постановлением 616, на товар, используемый при выполнении работ не распространяется.
7. Заказчиком Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 5 Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", согласно которым поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан плачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора, поскольку в пункте 7.4.17 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем выполненные работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНО и не только, в течение 15 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора". Таким образом, установленный заказчиком срок оплаты противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Заказчиком Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа, поскольку:
- во -первых, заказчиком в пунктах 8.7 и 2.3 проекта контракта установленный противоречивый срок осуществления заказчиком приёмки,
- во -вторых, заказчиком в п. 8.4 проекта контракта установлено, что "После выполнения работ Подрядчик предоставляет Представителю Акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты другие документы, после подписания Представителем передают в течение одного дня для согласования Муниципальному заказчику". Однако данное требование противоречит положениям ст.94 Закона о контрактной системе, регламентирующей формирование документа о приёмке с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Энергосервис" на действия заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт сетей наружного (уличного) освещения в г. Брянске (в части замены и установки отсутствующих светильников и светотехнической арматуры) за N 0127300013123000812 частично обоснованной, в части неразмещения в ЕИС проектно-сметной документации в полном объёме, в части установления в техническом задании и ведомости объёмов работ противоречивых характеристик товара (светильники) и неуказания характеристик товара (кронштейн, кабель), в части включения в техническое задание ссылки на недействующий Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", в части неуказания перечня электросетевых компаний для оформления допуска к работам с электроустановками.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации нарушение положений п. 8 ч. 1 ст. 33, ч 2 ст. 33, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, ч. 5 Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.
3. Выдать заказчику Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать довод жалобы относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта в контрольно-ревизионный отдел Брянской городской администрации для рассмотрения по существу.
5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2024, текст решения изготовлен 17.01.2024.
Председатель комиссии "____.."
Члены комиссии "____.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 15 января 2024 г. N 032/06/106-2/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024