Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (вх. N 28918-ЭП/23 от 27.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРБАТ", исполнителе по контракту N 151 от 07.11.2023 г. на выполнение работ по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск (извещение N 0862300039923000264), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30 при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" - *,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
- в отсутствие представителей заинтересованного лица ООО "АРБАТ", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (вх. N 28918-ЭП/23 от 27.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРБАТ", исполнителе по контракту N 151 от 07.11.2023 г. на выполнение работ по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск (извещение N 0862300039923000264).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
12.10.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск (извещение N 0862300039923000264).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 885 600,00 рублей.
Контракт N 151 от 07.11.2023 г. на выполнение работ по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 07.11.2023 г.
В соответствии п. 1.1. контракта N 151 от 07.11.2023 г. настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство для муниципальных нужд и на условиях настоящего Контракта выполнить работы по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск (далее именуемые "Работы" и "Объекты" соответственно) и сдать результат выполненных работ в надлежащем для безопасной эксплуатации состоянии Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего муниципального Контракта.
В соответствии п. 1.2. контракта N 151 от 07.11.2023 г. техническое задание на выполнение работ по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск содержится в Приложении N1 настоящего Контракта.
Согласно п. 1.3. контракта N 151 от 07.11.2023 г. сроки выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 31 декабря 2023 года.
На основании п. 1.5. контракта N 151 от 07.11.2023 г. все работы выполняются по заявкам Заказчика, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и ГОСТ 33181-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" и рекомендациями органа ГИБДД.
Цена настоящего Контракта составляет 668 628 рублей 00 копеек (шестьсот шестьдесят восемь тысяч шестьсот двадцать восемь рублей 00 копеек), в том числе НДС по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае, если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Цена за единицу работы по подсыпке автодорог противогололедным реагентом по настоящему Контракту составляет 1 671 (одна тысяча шестьсот семьдесят один) рубль 57 копеек за тысячу квадратных метров, в том числе НДС по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае, если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена за единицу работы НДС не облагается (п. 2.1. контракта N 151 от 07.11.2023 г.).
На основании 2.1.1. контракта N 151 от 07.11.2023 г. аванс предусмотрен. Аванс: 30% от цены Контракта составляет 200 588 рублей 40 копеек (двести тысяч пятьсот восемьдесят восемь рублей 40 копеек).
Пунктами 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5 контракта N 151 от 07.11.2023 г. определены обязанности подрядчика, а именно:
3.4.3. Своевременно и надлежащим образом выполнять работы по настоящему Контракту, сдавать результаты выполненных работ Заказчику и представлять Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.
3.4.4. Обеспечивать соответствие результатов выполняемых работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации, Свердловской области и актов органов местного самоуправления
3.4.5. Выполнять работы по настоящему Контракту незамедлительно после появления необходимости в их выполнении. При этом работы должны выполняться по настоящему Контракту согласно требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ 33181-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания", а также действующего законодательства Российской Федерации, Свердловской области и актов органов местного самоуправления.
Выполнять работы в сроки, предусмотренные Законодательством РФ в области безопасности дорожного движения. В случае возникновения острой необходимости выполнения работ, Заказчик имеет право требовать от Подрядчика осуществить выполнение требуемых работ на этом Объекте в сроки, установленные Заказчиком дополнительно.
Согласно п. 3.5. контракта N 151 от 07.11.2023 г. подрядчик не имеет права:
3.5.1. Допускать какие-либо отступления от требований настоящего Контракта.
3.5.2. При неисполнении своих обязательств по настоящему Контракту и (или) некачественном выполнении работ ссылаться на то, что Заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что во исполнении условий контракта п. 2.5.1 Заказчик произвел оплату подрядчику в размере 30 % от цены контракта 200 588 рублей 40 копеек, в течении 7-ми рабочих дней со дня выставления счета подрядчиком, что подтверждается платежным поручением N 1841 от 13.11.2023. Таким образом, Заказчик со своей стороны надлежащим образом и в полном объеме выполнил условия контракта.
По состоянию на 14.12.2023 г. подрядчик к выполнению работ не приступил, обязательство по подсыпке противогололедным реагентом автодорог городского округа Краснотурьинск не исполнено.
20.11.2023 г. в адрес подрядчика была направлена заявка (п. 1.5 Контракта) со сроками выполнения работ до 22.11.2023 г. по подсыпке противогололедным реагентом с перечнем опасных участков автодорог городского округа Краснотурьинск (письмо N 519 от 20.11.2023).
24.11.2023 г. в адрес подрядчика повторно была направлена заявка (п. 1.5 Контракта) со сроками выполнения работ до 27.11.2023 г. по подсыпке противогололедным реагентом с перечнем опасных участковавтодорог городского округа Краснотурьинск (письмо N 534 от 20.11.2023).
Ответы от подрядчика на указанные заявки по выполнению работ получены не были.
Кроме того, представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснили, что ООО "АРБАТ" и/или его представители на связь после заключения контракта не выходили.
На рассмотрение заявления представитель ООО "АРБАТ" явку своих представителей не обеспечил, документов, подтверждающих факт принятия заинтересованным лицом действий, направленных на надлежащее и своевременное исполнение обязательств по контракту как до, так и после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не представил.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.4. контракта N 151 от 07.11.2023 г. в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.12.2023 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 14.12.2023 12:44 (МСК). Датой надлежащего уведомления считается 14.12.2023 12:44 (МСК).
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 26.12.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений ООО "АРБАТ" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не выявлено.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что обязательства по контракту N 151 от 07.11.2023 г. заинтересованным лицом не исполнены в полном объеме, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "АРБАТ" при исполнении своих обязательств по указанному контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "АРБАТ" (ИНН *) (*) а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
|
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 января 2024 г. N РНП-066/06/104-41/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024