Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту" (вх. N 81-ЭП/24 от 09.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕСТОСТРОЙ", исполнителе по контракту N 986/23 от 13.06.2023 г. на выполнение ремонтных работ по сохранению объектов культурного наследия города Екатеринбурга (извещение N 0162300005323000986) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту" - *, *, присутствующей до перерыва,
- заинтересованного лица ООО "РЕСТОСТРОЙ" - *, *,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту" (вх. N 81-ЭП/24 от 09.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕСТОСТРОЙ", исполнителе по контракту N 986/23 от 13.06.2023 г. на выполнение ремонтных работ по сохранению объектов культурного наследия города Екатеринбурга (извещение N 0162300005323000986).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.05.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0162300005323000986 на выполнение ремонтных работ по сохранению объектов культурного наследия города Екатеринбурга.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 29 342 883,13 рублей.
Контракт N 986/23 от 13.06.2023 г. на выполнение ремонтных работ по сохранению объектов культурного наследия города Екатеринбурга был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 13.06.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. Подрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика выполнить ремонтные работ по сохранению объектов культурного наследия города Екатеринбурга (ИКЗ - 233667124849866710100100230064399243) закупки в электронной форме (протокол N 0162300005323000986 от 30.05.2023 Единой специализированной комиссии по осуществлению закупок муниципального образования "город Екатеринбург" на выполнение работ по капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сфере благоустройства на 2023) и передать результат подрядных работ Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат подрядных работ и уплатить обусловленную контрактом на выполнение подрядных работ (далее - Контракт) цену.
Согласно п 1.3. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. Подрядчик выполняет подрядные работы в соответствии с условиями настоящего контракта, сметной документацией, техническим заданием, в сроки, предусмотренные графиком выполнения работ (Приложение N 3).
На основании п. 2.3. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. Сроки начала и завершения подрядных работ, выполняемых Подрядчиком по контракту, определяются в техническом задании (Приложении N 2 к настоящему Контракту), и с учетом срока для приемки выполненных работ, а также оплаты, составляют:
Срок действия 1 этапа контракта - с момента заключения контракта по 25.08.2023.
Срок действия 2 этапа контракта - 19.06.2023 по 07.09.2023.
Срок действия 3 этапа контракта - 20.06.2023 по 08.09.2023.
Срок действия 4 этапа контракта - 21.06.2023 по 09.09.2023.
Срок действия 5 этапа контракта - 22.06.2023 по 10.09.2023.
Срок действия 6 этапа контракта - 23.06.2023 по 11.09.2023.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов под-рядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: _29 342 883,13 руб. (Двадцать девять миллионов триста сорок две тысячи восемьсот восемьдесят три) рубля 13 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается. (В случае, если контракт заключается с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, сумма, подлежащая уплате, уменьшается на раз-мер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в соответствии с п.2 ч.13 ст.34 Федерального закона 44-ФЗ (п. 2.2. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г.).
Согласно пп. 1 п. 4.3. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. Подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить подрядные работы в объеме и в сроки, в полном соответствии с техническим заданием, планом-графиком работ, и сдать результаты работ Заказчику в установленный Контрактом срок.
На основании п. 6.1. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. Подрядчик гарантирует достижение результата подрядных работ, указанных в техническом задании показателей и возможность эксплуатации результата подрядных работ в соответствии с Контрактом, техническим заданием на Объект и несет ответственность за отступление от них.
Комиссией, исходя из пояснений представителя заказчика, а также информации, размещенной в единой информационной системе, установлено, что ООО "РЕСТОСТРОЙ" не выполнены работы на 25%, что является существенным нарушением условий контракта.
Представитель заинтересованного лица при рассмотрении заявления пояснил, что Подрядчик выполнил работы на 27 962 044,35 рублей, что составляет 95% от цепы контракта, обязательства не исполнены на 1380838,78 рублей, и только в части выполнения части работ на двух из вышеперечисленных объектах культурного наследия города Екатеринбурга (и для исполнения обязательств но которым Подрядчиком были запрошены новые разрешения на производство работ в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.
Кроме того, представитель ООО "РЕСТОСТРОЙ" представил перечень работ, которые не выполнены согласно указаниям авторского надзора, авторский надзор на объекте проводило ООО "СТРОЙКА".
Сведения из журнала авторского надзора
1.Замена оконных блоков: 21.07.2023 "Перед выполнением работ по ремонту (замене) оконных блоков в обязательном порядке произвести освидетельствование технического состояния существующих деревянных. При выявлении хорошего или удовлетворительного состояния выполнить ремонт без замены на аналогичные. Освидетельствование произвести после демонтажа решеток коллегиально", 04.08.2023 "Произведено освидетельствование всех оконных блоков. Принято решение оконные блоки сохранить, расчистить от краски, прогрунтовать и окрасить с частичной заменой стекол и рам"
2.замена балок чердачного перекрытия Раздел 1. Чердачное перекрытие (лист 2,3 Шифр 38/19-3/19-АС2): 24.07.2023 "Выполнить расчистку перекрытия от шлака для освидетельствования балок чердачного перекрытия", 29.08.2023 "Усиление балок чердачного перекрытия, указанных в проекте, не требуется, по причине удовлетворительного состояния, выявленного после полной расчистки перекрытия"
3. Ворота и калитка (лист 17 Шифр 38/19-3/19-АС1)- демонтажные и монтажные работы (устройство и изготовление новых ворот и калитки): 16.10.2023 "Устройство новых створок не представляется возможным по причине их тяжести. В случае монтажа существует вероятность обрушения существующих столбов, на которые будут устанавливаться новые створки. Принято решение о реставрации и ремонте существующих створок ворот. Выполнить ремонт и реставрацию существующих створок ворот. Без замены целиком створок"
4. Демонтажные и монтажные работы по крыльцу веранды в осях 4-3/Д-Е: 16.10.2023 "С учетом удовлетворительного состояния обшивки крыльца, обшивку сохранить, очистить от старой краски, загрунтовать и окрасить. Выполнить реставрацию обшивки крыльца веранды в осях 4-3/Д-Е. Без демонтажа" Согласно Техническому заданию, пункт 9 "Общие требования к выполнению работ", предусмотрено: ответственный за производство работ обязан вести ежедневные записи в журнале производства работ, проводить инструктажи по технике безопасности. Исполнить предписания, выданные представителями заказчика и Авторского надзора.
Исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 27 962 044,35, фактически оплачено 27 866 222,27 руб. (цена контракта составляет 29 413 453,33 руб.).
В свою очередь, представитель Заказчика на заседании Комиссии под аудиопротоколирование пояснил, что не настаивает на включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "РЕСТОСТРОЙ".
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 7.2. контракта N 986/23 от 13.06.2023 г. расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или во внесудебном порядке в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.12.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 19.12.2023 13:19 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 19.12.2023 13:19 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 09.01.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по настоящему контракту (27 962 044,35 руб.), Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "РЕСТОСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "РЕСТОСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024