Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Симбер" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Онкологический диспансер N2" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для лечения злокачественных новообразований" (извещение N 0818500000823009949) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком не установлены дополнительные требования по позиции 26 Раздела 5 ПП РФ N2571.
Представителем Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для лечения злокачественных новообразований" (извещение N 0818500000823009949).
Заказчик - ГБУЗ "Онкологический диспансер N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.12) ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В составе извещения установлены следующие требования к участникам закупки:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Установлено: 1. Наличие действующей лицензии по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения): - Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии); ИЛИ наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники на виды выполняемых работ: - контроль технического состояния медицинской техники; - периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; - ремонт медицинской техники. (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации").
2. Наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с правом на эксплуатацию радиационных источников. (Основание: Федеральный закон "Об использовании атомной энергии от 21.11.1995 года N 170-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29.03.2013. N 280 "Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии").
Требования к информации и документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям: 1.Выписка из реестра лицензий (или копия акта лицензирующего органа) о принятом решении на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения): - Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии); ИЛИ выписка из реестра лицензий (или копия акта лицензирующего органа) о принятом решении на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники на виды выполняемых работ: - контроль технического состояния медицинской техники; - периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; - ремонт медицинской техники. 2. Выписка из реестра лицензий (или копия лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с правом на эксплуатацию радиационных источников. |
1.3 |
В случае установления дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
Установлено
Требования в соответствии с позицией 32 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Договором, предусмотренным позицией 32 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Документы не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке |
Из содержания перечня работ, проводимых для аппарата для контактной лучевой терапии "GammaMed Plus iX" "Вариан Медикал Системз Хаан ГмбХ", (Германия) (позиция 2 описания объекта закупки), следует, что исполнитель осуществляет в том числе следующие мероприятия:
Данный перечень работ не является самостоятельным объектом закупки, в связи с чем, что установление требований к участникам закупки о наличии лицензии на транспортировку радиационных источников противоречит статье 8 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Заявитель в жалобе указывает, так как в составе работ по плановой перезарядке аппарата для контактной лучевой терапии "GammaMed Plus iX" требуется вывоз радиационного источника Иридий-192 с территории заказчика для последующей процедуры утилизации, то заказчик якобы должен был требовать от участников закупки наличие лицензии Ростехнадзора на транспортирование радиационных источников.
Представитель Заказчика пояснил, что предметом контракта, на право которого проводится рассматриваемая закупка является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для лечения злокачественных новообразований.
Согласно статье 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, Исполнитель обязан оказать услуги лично.
Пункт 3.1. Проекта контракта предусматривает право Исполнителя привлекать к выполнению Контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. Исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках оказания соответствующих услуг в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.17. Контракта техническое обслуживание медицинского оборудования должны производить службы (юридические лица, индивидуальные предприниматели, технические подразделения или штатные технические специалисты медицинских учреждений), имеющие в соответствии с действующим законодательством право осуществлять эту деятельность. Мероприятия и операции по техническому обслуживанию определенных видов или наименований медицинского оборудования должны осуществляться в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов, требованиями национальных, международных стандартов, правил и норм, а также в соответствии с указаниями эксплуатационной документации.
То есть, Исполнитель, в целях оказания полного перечня услуг, не обязан иметь все необходимые лицензии/разрешения лично, а вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителя, обладающего соответствующими лицензиями/ разрешениями.
При этом, Исполнитель обязан иметь лицензии, позволяющие ему осуществлять деятельность, являющуюся предметом контракта (объектом закупки).
Результатом исполнения обязательств будет являться аппарат с новым источником ионизирующего излучения на основе Ir-192, готовый к эксплуатации. Заказчик передает отработавший источник ионизирующего излучения Исполнителю с правом собственности.
Исполнитель обязан обеспечить дальнейший порядок обращения с источником согласно требованиям законодательства в области использования атомной энергии своими силами или с привлечением соисполнителя.
Позиция Заказчика по данному доводу была доведена до участников закупки в разъяснениях от 29.12.2023 года по соответствующему запросу на разъяснения положений извещения об аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, так как в составе работ по плановой перезарядке аппарата для контактной лучевой терапии "GammaMed Plus Ж" требуется вывоз радиационного источника Иридий-192 с территории заказчика для последующей процедуры утилизации, то заказчик якобы должен был требовать от участников закупки опыт (квалификацию) в соответствии с п. 26 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 г. в части работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения.
Абзацами 1, 2 подпункта "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция приложения к настоящему постановлению применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок".
Пунктом 32 Постановления N 2571 установлено следующее:
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 25866-83 эксплуатация - это стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования, находящегося в эксплуатации.
При этом, вывод из эксплуатации радиационного источника аппарата для контактной лучевой терапии "GammaMed Plus iX" "Вариан Медикал Системз Хаан ГмбХ" в рамках данной закупки не планируется.
То есть, указание наличия лицензии на вывод из эксплуатации радиационного источника не соответствует требованиям по обеспечению безопасности на текущей стадии жизненного цикла радиационного источника.
Позиция Заказчика по данному доводу также была доведена до участников закупки в разъяснениях от 29.12.2023 года по соответствующему запросу на разъяснения положений извещения об аукционе.
Таким образом, поскольку объектом закупки выступает техническое обслуживание медицинской техники, установление дополнительных требований в соответствии с пунктом 32 Постановления N 2571 соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявителем в составе жалобы не представлены документарные доказательства, о том, что указанные в извещении о закупке требования нарушают ст.8 Закона о контрактной системе.
На участие в закупке подано 2 ценовых предложения.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч.4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Симбер" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823009949).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 января 2024 г. N 24/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2024