На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003223000417) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Прокуратуры Краснодарского края поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении Закона о контрактной системе. Заказчик включил в аукционную документацию требование, ограничивающее количество участников, а именно: установлено требование к месту оказания услуг: "Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик".
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю представлены пояснения, согласно которым с доводами не согласно.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.11.2023 Заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003223000417).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 716 800,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 7), п. 8), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Заказчиком установлено место поставки товара, срок исполнения контракта, также извещение содержит информацию о сроке поставки товара (выполнения работ, оказания услуг):
N п/п |
Наименование пункта |
Условия открытого конкурса в электронной форме |
7. |
Место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) |
Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик |
8. |
Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) |
В течение 2024 года, первый заезд не ранее 10 февраля 2024 года, окончание санаторно-курортного лечения (выезд) не позднее 01 декабря 2024 года |
9. |
Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) |
с 09.01.2024 года по 28.12.2024 года
Государственный контракт исполняется в один этап |
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Приложение N1. Техническое задание" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара, работ, услуг |
Кол-во (объем) |
Ед. изм. |
Цена за ед. изм., руб. |
Цена по позиции, руб. |
1 |
Услуги, предоставляемые отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения, в санатории с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани: Путевка с лечением для взрослого |
9 000 |
Условная единица |
1 635,20 |
14 716 800,00 |
ИТОГО: |
9 000 |
|
|
14 716 800,00 |
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок) утвержден порядок организации санаторно-курортного лечения, который устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), на территории Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях (в санаториях и других организациях) всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н), которые определяются лечащим врачом по результатам объективного состояния здоровья на основании данных медицинского обследования.
Указанный выше Порядок не содержит определенные профили лечения и место оказания услуг, что свидетельствует о том, что для проведения мероприятий по лечения граждан, направленных в соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения", эти условия не имеют существенного значения.
Важной составляющей санаторно-курортных мероприятий является лечебное питание, осуществляемое в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями), Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Санаторно-курортное лечение направлено на:
а) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
б) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В связи с тем, что предметом государственного контракта является оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Заказчиком определяется начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) услуг по санаторно-курортному лечению в санаториях.
В 2017-2019 годах стоимость одного дня пребывания в санатории регулировалась Приказом Минтруда и устанавливалась предельная стоимость оплаты.
С 2020 года стоимость одного койко-дня пребывания в санатории определена в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году"), Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году", а также Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 57 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году", Постановлением Правительства РФ от 30.01.2023 N 119 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году" стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, устанавливается в размере, не превышающем 1635,20 руб.
Из представленных пояснений Заказчика следует, что Заказчиком проводится анализ рынка. На основании проведенного анализа рынка итоговое значение цены койко-дня устанавливается на уровне 1635,20 руб., что не превышает предельного значения.
Кроме того, в соответствии с п. 2(2) стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, стоимость койко-дня не зависит от места оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные организации необходимого профиля.
Граждане льготных категорий, большая часть из которых инвалиды I, II, III группы, дети - инвалиды, находятся в "группе риска", которым не рекомендованы резкие изменения климатических зон, а также нахождение длительное время в пути следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно, размещение заказов по отбору здравниц для оказания услуг по санаторно-курортному лечению гражданам льготных категорий осуществляется в климатической зоне их проживания, то есть на территории Краснодарского края.
Направление на санаторно-курортное лечение осуществляет лечащий врач, отражая показания к санаторно-курортному лечению в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Заказчик провел анализ справок и определил соответствующее место оказания услуг.
В данных закупке Заказчиком местом оказания услуг определено - Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик.
Заказчик считает необоснованным довод Заявителя относительно того, что требования к месту оказания услуг ограничивает количество участников.
В состав города-курорта Геленджик входит 21 населенный пункт -
г. Геленджик, село Архипо-Осиповка, село Текос, село Тешебс, село Кабардинка, хутор Афонка, село Виноградное, село Марьина Роща, село Дивноморское, село Адербиевка, село Возрождение, хутор Джанхот, село Прасковеевка, поселок Светлый, хутор Широкая Щель, село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель.
В процедурах, в разное время проводимых Заказчиком, участвовали:
1) Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Русь",
2) Закрытое акционерное общество Лечебно-оздоровительный комплекс "Солнечная",
3) Закрытое акционерное общество "санаторий "Жемчужина моря",
4) Негосударственное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Солнечный берег" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых",
5) Открытое акционерное общество Санаторий "Голубая даль",
6) ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России Санаторно-курортного комплекса "Вулан"-научно-клинического филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации,
7) Акционерное общество "Санаторий "Красная Талка".
Вышеуказанные санатории находятся в границах города-курорта Геленджик.
Заказчик не исключает того, что существуют и другие санаторно-курортные организации, расположенные в пределах города-курорта Геленджик, но которые не принимают участие в закупках, проводимых Заказчиком.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из своей фактической потребности.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
ООО "Уч-Сфера" не подавало запросы на разъяснение документации и не принимало участие в закупке N 0218100003223000417.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю нарушения положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 января 2024 г. N 023/06/99-222/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024