Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителей заявителя ООО "МПК "Елец" и в присутствии представителей государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) Гутник М.И. (доверенность от 03.10.2024 N1), Авдеевой Т.Г. (доверенность от 04.12.2023 N29), рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделия медицинского назначения (шприцы) (реестровый N0325100016023000598), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.12.2023 поступила жалоба ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделия медицинского назначения (шприцы) (реестровый N0325100016023000598) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 29.12.2023 NТК/8534/23 и NТК/8535/23 рассмотрение жалобы было назначено на 11.01.2024 на 15 час.30 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
25.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено Извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил дополнительные характеристики к объекту закупки, а именно требование к определенному цвету штока шприцев, что не соответствует требованиям Госта ISO 7886-1-2011 "Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования".
Комиссия считает довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объектом закупки (реестровый N0325100016023000598) является поставка изделий медицинского назначения (шприцов), относящегося к следующим кодам КТРУ: 32.50.13.110-00004580.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Например: в пп. 1 п.2 файла "Описания объекта закупки" к Извещению по позиции шприца общего назначения, код КТРУ 32.50.13.110-00004580 Заказчиком установлена такая дополнительная характеристика как: "Цвет штока: синий или красный".
При этом, в обоснование установления дополнительных характеристик Заказчиком установлено следующее: "цветовая дифференциация мед шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала ".
Спорные дополнительные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
При этом, обоснование включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, имеется ко всем позициям закупаемых товаров.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие данные доводы Заявителя, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что такие доводы Заявителя не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, п. 2 ч. 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку изделия медицинского назначения (шприцы) (реестровый N0325100016023000598) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 января 2024 г. N 030/06/42-13/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024