Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей муниципального заказчика - директора МКУ МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" - Гаврилец Е.П. (действующая на основани выписки из ЕГРЮЛ), Лазаренко А.Х. (действующая по доверенности Nб/н от 15.01.2024 года), надлежащим образом извещенных, в присутствии Индивидуального предпринимателя Багдасарян Ю.С. (действующий на основании выписки из ЕГРИП), представителя Рысухина Ю.П. (действующий по доверенности N1 от 15.01.2024 года), надлежащим образом извещенных, рассмотрев заявление муниципального заказчика - МКУ МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (ИНН 3013002152, адрес: 416550, Астраханская область, г.Знаменск, ул.Вознюка,13) о внесении информации об Индивидуальном предпринимателе Багдасарян Юрике Сережаевиче (ИНН 342604166172, адрес: 404196, Волгоградская область, Светлоярский район, п. Приволжский, ул. Заканальная, д. 118) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 10.01.2024 года поступило заявление муниципального заказчика - МКУ МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - Заказчик) о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Багдасарян Юрике Сережаевиче (далее также Подрядчик, ИП Багдасарян Ю.С.) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N03253000580230000270001 от 20.11.2023 года на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2). Ремонт участка автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72 (ИКЗ:: 233301300215230130100100320014211244) (номер извещения: 0325300058023000027 ) (реестровый номер контракта: 3301300215223000026) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 16.01.2024 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
26.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2). Ремонт участка автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72 (номер извещения: 0325300058023000027) (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем был признан ИП Багдасарян Ю.С. (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2023 NИЭА1).
20.11.2023 года между Заказчиком и ИП Багдасарян Ю.С. был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить и своевременно сдать Заказчику работы по Ремонту участка автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2). Ремонт участка автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72 (далее - Работы), в объемах и в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N2 к Контракту), скорректированным по результатам электронного аукциона, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Цена Контракта составляет 3 955 671,51 рублей.
Пунктом 3.1 Контракта определено место выполнения работ: Астраханская область, г. Знаменск, участок автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2), участок автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72.
Пунктом 3.3 Контракта установлены сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта (при этом отчет начинается с даты, следующего после дня подписания Контракта) по 25 декабря 2023 года.
Согласно пункту 5.1.1 Контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить работы по Ремонту участка автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2). Ремонт участка автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72 в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту, который является неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ по ремонту заказчику.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Подрядчик нарушил сроки исполнения обязательств по Контракту, поскольку по состоянию на 27.12.2023 года ИП Багдасарян Ю.С. не приступил к выполнению работ, что повлекло принятие Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.12.2023 года.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 8.3 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом.
Заказчик 27.12.2023 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе 27.12.2023 года в 13 час. 55 мин..
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Заказчика является 27.12.2023 года, о чем свидетельствуют данные с официального сайта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 27.12.2023, Решение вступило в силу с 10.01.2024.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Подрядчику и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав материалы дела, взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик, принимая Решение, основывается на неисполнении ИП Багдасарян Е.С. обязательств по Контракту.
ИП Багдасарян Ю.С. не отрицал факт неисполнения им Контракта, однако, пояснил, что приступить к выполнению работ не предоставлялось возможным в виду неблагоприятных погодных условий, о чем ИП письменно неоднократно уведомлял Заказчика (письмо исх.N30 от 08.12.2023 года, N37 от 21.12.2023 года).
Заказчик, в свою очередь, как подтвердил получение вышеуказанных писем, так и не отрицал факт наступления неблагоприятных погодных условий, способствовавших невозможность выполнения работ по Контракту.
На основании вышеизложенных доводов сторон, Комиссия Управления сообщает следующее.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта (срока его исполнения) в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП Багдасарян Е.С. недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ИП Багдасарян Е.С. свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Подрядчика умысла на неисполнение Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 13, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных соответствующим Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила), уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Багдасарян Ю.С. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от надлежащего исполнения контракта N N03253000580230000270001 от 20.11.2023 года, недобросовестного его поведения, отсутствуют. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Багдасарян Ю.С., Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Багдасарян Юрике Сережаевиче в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Кроме того, представители Заказчика не настаивали на включении сведений об ИП Багдасарян Ю. С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении заявления МКУ МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Багдасарян Юрике Сережаевиче (ИНН 342604166172, адрес: 404196, Волгоградская область, Светлоярский район, п. Приволжский, ул. Заканальная, д. 118) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Нарушения МКУ МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги на фильтровальные станции N2,3,4 с подъездными участками (от КПП "Волгоградский" въезд, выезд до поворота на автостанцию: ПК0 до ПК0+69,2). Ремонт участка автомобильной дороги ул. Королева от КПП "Волгоградский" до проспекта 9 Мая (четная сторона) ПК0+00 - ПК1+72 (номер извещения: 0325300058023000027) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Багдасарян Юрике Сережаевиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 января 2024 г. N 030/10/104-41/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024