Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" Содух Натальи Алексеевны (доверенность N05 от 12.01.2024 года), Нарегеевой Эльвиры Ирбулатовны (доверенность N03 от 12.01.2024 года), Гайнуллиной Олеси Визаховны (доверенность N01 от 12.01.2024 года) и Байтемировой Татьяны Александровны (доверенность N02 от 12.01.2024 года), и в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Гарантия" Кравченко Якова Владимировича, рассмотрев заявление Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ИНН 3015090933; 414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Гарантия" (ИНН 6148559747; 346350, Ростовская область, Красносулинский район, г. Красный сулин, ул. Металлургов, д. 25, ком. 14-А) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.12.2023 года поступило заявление Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (далее также - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Гарантия" (далее также - Подрядчик, Общество, ООО "Гарантия") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по установлению местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ИКЗ 233301509093330150100100510017112244) (номер извещения 0325300006423000234) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 12.01.2024 года в 14 час. 30 мин. местного времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. 505.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Генеральный директор Общества также принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 12.01.2024 года на 15.01.2024 года на 10 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Генеральный директор Общества также принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 15 часов 30 минут 15.01.2024 года по местному времени контролирующего органа.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Генеральный директор Общества также принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
14.04.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по установлению местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (номер извещения 0325300006423000234) (далее - аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО "Гарантия" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 NИЭА1).
05.05.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется осуществить выполнение работ по установлению местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (далее - работы), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение к Контракту) и условиями Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта цена Контракта составляет 1 200 514,82 рублей, НДС не облагается.
В силу пункта 2.1 Контракта место выполнения работ - территория муниципального образования "Городской округ Город Астрахань".
Пунктом 2.2 Контракта установлено, что срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.12.2023 года в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение к Описанию объекта закупки).
Согласно пункту 5.3 Контракта Подрядчик обязуется:
- выполнить все работы, предусмотренные Контрактом, Описанием объекта закупки (Приложение к Контракту);
- обеспечить выполнение и качество работ в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, условиями Контракта, Описанием объекта закупки (Приложение к Контракту);
- своевременно устранять дефекты, выявленные Заказчиком при приемке работ;
- выполнить и сдать работы в сроки и в порядке, установленные Контрактом;
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта либо о невозможности исполнения обязательств по Контракту, а также к установленному Контрактом сроку предоставить Заказчику результаты оказанных услуг, предусмотренные Контрактом;
- выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с разделом 6 Описания объекта закупки (Приложение к Контракту) в результате выполненных работ Заказчику предоставляется пакет документов:
a) Землеустроительное дело по описанию местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" - 5 (пять) экземпляров в бумажном виде и на электронных носителях (в форматах Microsoft Word, Microsoft Excel, в формате "PDF").
Землеустроительное дело включает в себя:
- титульный лист;
- содержание;
- пояснительную записку,
- документы, в том числе фрагменты и извлечения из сведений ЕГРН, документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документы государственных картографо-геодезических фондов и иные предусмотренные законодательством документы и сведения, полученные Подрядчиком в результате проведения работ;
- карты (планы) объекта землеустройства, оформленные в виде бумажного и электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению";
- инвентаризационный отчет объектов недвижимости, расположенных в непосредственной близости к границе и на границе муниципального образования "Городской округ город Астрахань" - 1 (один) экземпляр;
- единую цифровую картографическую основу на территорию объекта землеустройства;
- проект границ муниципального образования "Городской округ город Астрахани" - 1 (один) экземпляр;
- документацию, необходимую для согласования границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" - 2 (два) экземпляра;
- топографо-геодезический материал, включая абрис точек границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань";
- описание прохождения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" с целью внесении изменений в Закон Астраханской области от 06.08.2004 N43/2004-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района", в том числе приложений: план границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань", текстовое описание местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в формате "Word" и каталог координат характерных точек границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" - 2 (два) экземпляра на бумажном носителе и в электронном виде в формате "PDF".
б) Положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
в) Иные документы и сведения, предназначенные для внесения сведений о местоположении границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в ЕГРН - 2 (два) экземпляра в бумажном виде и на электронных носителях (в форматах Microsoft Word, Microsoft Excel, в формате "PDF"), а также в виде xml-документов, записанные на электронные носители.
Выходные материалы, представленные Подрядчиком в результате выполненных работ должны обеспечить внесение сведений о местоположении границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в ЕГРН.
Один экземпляр землеустроительного дела по описанию и установлению границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань", полученный в результате проведения землеустройства подлежит передаче в государственный фонд данных управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта N30-10-02-6077 от 15.12.2023 года (далее - Решение Заказчика) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей.
Как следует из Решения, по истечении срока, установленного пунктом 2.2 Контракта, Подрядчик не выполнил свои обязательства по Контракту и не предоставил Заказчику в полном объеме выходные материалы, предусмотренные Контрактом.
Письмом от 22.06.2023 года N30-10-02-2989 в адрес Подрядчика направлена информация о том, что им не соблюдаются сроки графика выполнения работ, так как по состоянию на 22.06.2023 года Подрядчик не предоставил Заказчику соответствующие графику работ документы и данные.
В дальнейшем письмами от 26.06.2023 года N03-10-02-8600/23 (исх. от 23.06.2023 года N74), от 28.07.2023 года N03-10-02-10462/23 (исх. от 27.06.2023 года N90), от 15.08.2023 года N03-10-02-11397/23 (исх. от 14.08.2023 года N110), от 26.10.2023 года N03-02-15829/23 (исх. от 25.10.2023 года N179), от 03.11.2023 года N03-10-02-16294/23 (исх. от 03.11.2023 года N183), от 14.11.2023 года N03-10-02-16769/23 (исх. от 14.11.2023 года N191) Подрядчиком направлялись материалы по контракту, которые по результатам рассмотрения были возвращены Подрядчику с замечаниями для приведения в соответствие условиям Контракта письмами от 23.08.2023 года N30-10-02-4609/23, от 03.10.2023 года N30-10-02-4711, от 01.11.2023 года N30-10-02-5876/23, от 06.12.2023 года N30-10-02-6560/23, от 12.12.2023 года N30-10-02-6701/23.
Также, в силу решения ООО "Гарантия" о расторжении контракта в одностороннем порядке N12-15/23-04 от 15.12.2023 года (далее - Решение Подрядчика) Подрядчик решил расторгнуть Контракт в связи с невозможностью корректного его исполнения.
Так, в письменных пояснений ООО "Гарантия" указано следующее:
"23.08.2023 получено письмо от Управления муниципального имущества города Астрахань, с замечания и пояснениями корректировок границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань", с указанием необходимости выполнения топографо-геодезических съемок. Данный вид работ не предусмотрен условиями Контракта.
Топографо-геодезические съемки были выполнены и направлено заявление в ППК "Роскадастр" о получении сведений о пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат МСК-30 Астраханская область, зона 2. ППК "Роскадастр" направил письмо о предоставлении пространственных данных и материалов на основании на основании заявления 07.09.2023 г. Сведения о пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат МСК-30 Астраханская область, зона 2 были получены 11.09.2023 г.
Топографо-геодезические съемки территорий, указанных в табличной форме в письме Управления муниципального имущества города Астрахань N30-10-02-4609/23 от 23.08.2023 г. были выполнены и направлены в форматах dwg и dxf Заказчику 18.10.2023 г. 23.10.2023 г. и 25.10.2023 г. Заказчик для работы с координатами границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань" использует свою профессиональную программу, в которой самостоятельно преобразует координаты в местную систему координат города Астрахань.
Для помощи Заказчику в открытии топографо-геодезических съемок в формате dxf файлы были переведены в более ранние версии dxf формата. Результат работ у Исполнителя функционирует в трех различных программных обеспечениях. Заказчик в телефонном режиме сообщил, что в их программном обеспечении результат работ не функционирует. 08.11.2023 г. нами было направлено письмо Заказчику с просьбой предоставления примера координат в местной системе координат города Астрахань для помощи в самостоятельном переводе топографо-геодезических съемок в другую систему координат. Ответа на данное письмо не последовало. 14.11.2023 г. были направлены топографо-геодезические съемки в координатах в местной системе координат города Астрахань.
06.12.2023 г. получено письмо от Управления муниципального имущества города Астрахань N30-10-02-6560/23 об устранении замечаний. Заказчиком не были откорректированы участки границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань", где требовались топографо-геодезические съемки территорий, о чем оговаривалось ранее в телефонном режиме: Заказчик корректирует самостоятельно участки границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань", где требовались топографо-геодезические съемки территорий, а Исполнитель корректирует участки границы по остальным замечаниям, указанных в табличной форме.
07.12.2023 г. Исполнителем был направлен исправленный результат работ (каталог координат откорректированной границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань") исх. N 213.
После проверки результата работ Заказчиком направлены новые замечания исх. N 3010026701/23 от 12.12.2023 г.
Согласно п. 5.2.1 Контракта: "Определение координат характерных точек границ объекта землеустройства в системе и координат, установленных для ведения ЕГРН, и закрепление их на местности в соответствии с требованиями законодательства в случае необходимости; Границы муниципального образования не должны пересекать:
- границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка определении местоположения границ земельного участка,
- границы населенных пунктов, установленные генеральными планами муниципальных образований, и сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ населенного пункта;
- границы иных муниципальных образований и сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования;
- границы между субъектами Российской Федерации, сведения о которых содержатся в ЕГРН."
Согласно письму от Управления муниципального имущества города Астрахань от 23.08.2023 г. N30-10-02-4609/23 были представлены в табличной форме корректировки отрезков границы по номерам точек с пояснениями и каталог участка границы, согласованный с Наримановским районом. Исполнителем были проведены корректировки.
В итоге после проведения указанных корректировок был замечен ряд пересечений откорректированной границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань" с границами иных муниципальных образований, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что противоречит п. 5.2.1 контракта (перечислены в письме 14.12.2023 г.).
Учитывая условия, прописанные в Контракте, и законодательную базу (п. 13 статьи 11 ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ (в ред. От 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") при постановке границы муниципального образования на учет граница МО не может пересекать границы смежных муниципальных образований. А данные пересечения присутствуют при проведении корректировок границы муниципального образования "Городской округ город Астрахань" по письму от Управления муниципального имущества города Астрахань.
Направить землеустроительное дело по описанию местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и получить положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации и иные документы и сведения, предназначенные для внесения сведений о местоположении границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в ЕГРН - 2 (два) экземпляра в бумажном виде и на электронных носителях (в форматах Microsoft Word, Microsoft Excel, в формате "PDF"), а так же в виде xml-документов, записанные на электронные носители, не представляется возможным, так как не согласовано прохождение границы с Управлением муниципального имущества города Астрахань.
14.12.2023 г. Заказчику в очередной раз было сообщено о необходимости устранения замечаний и о том, что в тех координатах, в которых откорректирована граница муниципального образования "Городской округ город Астрахань", граница не пройдет кадастровый учет, так как имеются пересечения со смежными муниципальными образованиями, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Править границы смежных муниципальных образований не входит в условия Контракта, Заказчик отказывается устранять замечания.
Таким образом, Заказчик в нарушении ст. 716 ГК РФ не предпринял мер по устранению обнаруженных Подрядчиком замечаний и имелся факт не учтенных в техническом задании работ (топографическая съемка). Таким образом фактический объем работ не совпадает с объемами, отраженными в Контракте".
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 10.2 Контракта Контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 5.1 Контракта Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик 15.12.2023 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 15.12.2023 года.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении Заказчика является 15.12.2023 года, Решение Заказчика вступило в силу 26.12.2023 года.
На момент вступления Решения Заказчика в силу Обществом его обязательства по Контракту не исполнены.
Кроме того, в силу части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 5.4 Контракта Подрядчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Подрядчик 15.12.2023 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, решение было сформировано Подрядчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 15.12.2023 года.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Заказчика о Решении Подрядчика является 15.12.2023 года, Решение Подрядчика вступило в силу 26.12.2023 года.
При этом Комиссией установлено следующее.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Законодательство о контрактной системе не устанавливает приоритет в случае одновременного принятия и Заказчиком, и Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также не регламентирует то, информация о каком именно документе подлежит размещению в реестре контрактов и направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
При этом, поскольку оба решения относятся к одному Контракту, и отражают возникшие при его исполнении обстоятельства, Комиссия Управления рассматривает их в рамках одного обращения о включении информации об ООО "Гарантия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении информации об ООО "Гарантия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в Управление 29.12.2023 года - на 1 рабочий день позже регламентированного срока, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
При этом, Заказчик представил на обозрение Комиссии переписку со службой технической поддержки единой информационной системы, подтверждающую отсутствие у Заказчика технической возможности направить обращение в регламентируемый законодательством срок.
На основании изложенного Комиссия приняла решение не передавать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Гарантия" обязательств по контракту на выполнение работ по установлению местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ИКЗ 233301509093330150100100510017112244) (номер извещения 0325300006423000234).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Гарантия" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Гарантия" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Гарантия" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на выполнение работ по установлению местоположения границ муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ИКЗ 233301509093330150100100510017112244) (номер извещения 0325300006423000234), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Гарантия" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" о внесении сведений об ООО "Гарантия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Признать Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" нарушившим часть 16 статьи 95, часть 22.2 статьи 95 и часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе при направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ООО "Гарантия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ не передавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 января 2024 г. N 030/10/104-5/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024