Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности,
От Исполнителя - ИП Литвиненко В.В.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МКУ "Управление городского хозяйства" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 95/1-У от 13.11.2023 на приобретение и устройство новогоднего арт-объекта "Входная группа", цена контракта 3 876 000,00 рублей, (извещение N 0190300001323001121), с ИП Литвиненко В.В. Ямало-Ненецкое УФАС России проводит внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (исх. N 95-1-У от 13.11.2023) следует, что 13.11.2023 года заключен муниципальный контракт N 95/1-У, зарегистрированный за номером реестровой записи 3891101090723000064 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, предметом которого является - Приобретение и устройство новогоднего арт-объекта "Входная группа" (далее - Товар).
Цена контракта составляет: 3 876 000,00 копеек (три миллиона восемьсот семьдесят шесть тысяч рублей 00 копеек НДС не облагается.
В соответствии с п.2.2 контракта работы должны быть выполнены с момента заключения контракта по 10 декабря 2023 года.
По состоянию на 14.12.2023 года поставка Товара не произведена.
Поставщик нарушил условия настоящего контракта, требования, указанные в п.2.2, муниципального контракта, а именно: не выполнил поставку и монтаж Товара, в установленный контрактом срок.
В адрес Поставщика Заказчик направлял уведомления и претензию о нарушении сроков поставки Товара, но требования Заказчика Поставщиком на 15.12.2023 г. не исполнены.
Заказчиком были направлены:
Уведомление N 483/УГХ от 06.12.2023 г.,
Претензия 490/УГХ от 14.12.2023 г.
Поставщик нарушил нарушил сроки поставки Товара. Основанием для одностороннего расторжения контракта, согласно п. 9.3.1, является:
Нарушения Поставщиком срока поставки Товара, предусмотренных Контрактом.
Также в соответствии с п. 3.4.7, муниципального контракта N 95/1-У от 13.11.2023 г, если в период действия контракта выявится неизбежность получения отрицательных результатов или нецелесообразность дальнейшей поставки товара (в том числе, в случае нарушения сроков поставки товара, неоднократного нарушения условий контракта Поставщиком), каждая из сторон вправе внести предложение о приостановке выполнения обязательств по контракту. После уведомления о приостановке Заказчик и Поставщик обязаны в 7-дневный срок принять совместное решение о дальнейшем продолжении поставки, изменении условий или расторжении настоящего контракта (Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении контракта).
В соответствии со ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ст. 463 Гражданского кодекса Российской Федерации если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 27.12.2023 N ЕГ/4150/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-1050/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что согласно условиям заключенного контракта целью является арт-объект "входная группа", Поставщиком изготовлен каркас со всей светотехникой и доставлен по адресу, но заказчик не принял товар.
В ходе изготовления был применен металл "сталь", а по тех заданию алюминий, в адрес заказчика было направлено письмо о просьбе заключения дополнительного соглашения как улучшенная характеристика, поскольку сталь прочнее и долговечнее алюминия, она также весит больше, чем ее аналог, сталь практически в 250% раз плотнее алюминия, а из-за её высокой плотности и веса она с меньшей вероятностью изгибается под воздействием силы или тепла.
Исполнителем выполнены все условия по контракту, причины для непринятия товара со стороны заказчика отсутствовали. Важно отметить задачей всей декорации это излучение светового пучка, и главное, светится не металл, а светотехника.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.4. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято сторонами в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
13.11.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 95/1-У.
15.12.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.12.2023 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 15.12.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщиком нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 26.12.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 26.12.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
В соответствии с п. 2.2. настоящего контракта работы должны быть выполнены с момента заключения контракта по 10.12.2023 г.
На 14.12.2023 поставка товара не была произведена.
Поставщик нарушил условия настоящего контракта, требования, указанные в п. 2.2 муниципального контракта, а именно: не выполнил поставку и монтаж Товара в установленный контрактом срок.
В адрес Поставщика Заказчик неоднократно направлял уведомления и претензию о нарушении сроков поставки Товара, но требования Заказчика Поставщиком на 15.12.2023 г не были исполнены.
Заказчиком были направлены:
Уведомление N 483/УГХ от 06.12.2023 г.;
Претензия N490/УГХ от 14.12.2023 г.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, учитывая социальную значимость закупки, приходит к выводу о виновности участника закупки в недобросовестном характере его поведения, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара в установленный Контрактом срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на Поставщика санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Также из материалов дела следует, что 24.12.2023 Поставщик поставил по адресу заказчика Товар.
24.12.2023 Комиссией в составе специалистов МКУ "Управление городского хозяйства" произведен осмотр качества Поставленного 24.12.2023 Товара, установлены замечания, которые отражены в Акте N 3 от 24.12.2023 г., на основании п 33 3 муниципального контракта N 95/1-У от 13.11.2023 г Заказчик отказал Поставщику в приемке поставляемого Товара, так как в поставленном Поставщике товаре материал конструкции выполнен из профильных стальных труб, однако условия технического задания к настоящему контракту предусмотрены профильные алюминиевые трубы; конструкция покрашена краской серого цвета , однако условиями контракта не предусмотрена покраска товара; на арт-объекте имеются вставки из оргстекла условиями контракта не предусмотрено использование оргстекла при выполнение работ.
Недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся в нарушении условий муниципального контракта, привело к неполучению Заказчиком результатов выполнения работ в соответствии с условиями муниципального контракта.
Согласно материалам дела, Комиссия установила, что товар, поставленный Исполнителем, не соответствует техническому заданию Заказчика, а также с нарушением установленных сроков и условиями, что подтверждается материалами, представленными Заказчиком и Поставщиком, а также представителями на заседании Комиссии.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (требуемый товар не поставлен).
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителя обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом на основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Литвиненко В.В. (ИНН 890510841659), по обращению МКУ "Управление городского хозяйства" (ИНН 8911010907) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 95/1-У от 13.11.2023 на приобретение и устройство новогоднего арт-объекта "Входная группа", цена контракта 3 876 000,00 рублей, (извещение N 0190300001323001121), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Литвиненко В.В. (ИНН 890510841659), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 января 2024 г. N 089/10/104-1050/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024