Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в заседании в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП Кирющенко Станислав Владимирович на действия Заказчика - МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для дооснащения объекта "Средняя общеобразовательная школа не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района (г. Тарко-Сале)" (Набор робототехнический), начальная (максимальная) цена контракта - 1 600 000.00 рублей (извещение N 0190300001323001351), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее - ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика при формировании и размещении извещения о проведении закупки, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены пояснения, в соответствии с которыми последний с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с извещением, приложениями к извещению:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 20.12.2023 17:57 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 27.12.2023 09:00 (Мск+2);
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 28.12.2023
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует,
1. Заказчиком установлены дополнительные характеристики к товару по позиции КТРУ 32.40.20.139-00000007. Заказчик подошел формально к обоснованию дополнительных характеристик, указав, что данные показатели нужны "для обеспечения работ по направлению "Робототехника"";
2. Прилагаемые к извещению описание объекта закупки и "Дополнительная информация и документы 1 Извещение о проведении запроса котировок в электро.docx.zip" содержат противоречивые сведения.
В описании объекта закупки, в отношении позиций N1 и N2, указано:
- Внешние в электронную схему элементы робота: соответствие шт. При этом, в структурированном описании объекта закупки в ЕИС, данная характеристика отсутствует, а формулировка с указанием "соответствие" и "шт" не дает понять, как составлять заявку, и является это количественным или качественным показателем.
- Цвет пластика ABS копуса учебного робота белый или прозрачный или серый. Значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Неизменяемое значение и перечисление 3(трех) вариантов цветов нарушает нормы ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком размещен файл: "Дополнительная информация и документы 1 Извещение о проведении запроса котировок в электро.docx.zip", при открытии данного файла, в нем указана информация, противоречащая всем основным показателям в документации.
Заказчик представил в Управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя, с доводами жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Действительно, при описании объекта были допущены орфографические ошибки, что не имело злого умысла, а было последствием человеческого фактора (невнимательность и спешность, в связи с большим объемом).
Заказчик обратил внимание, что участник закупки вправе был запросить своевременно разъяснения и получить уточнение по описанию необходимого товара, как сделали другие участники.
Робототехническое оборудование на сегодняшний день имеет различный спектр: от примитивного конструктора "лего" до сложных для сборки механизмов, соответственно цена варьируется от минимальной до миллионной, в связи с этим, при описании объекта закупки необходимо прописывать характеристики, соответствующие стоимости такого оборудования.
При описании цвета пластика было выбрано три стандартных цвета, входящих в соответствующий ценовой категории набор.
Таким образом, Заказчик при описании поставляемого товара в необходимой степени детализировал предмет закупок и в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определил требования к качеству, установил функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию о наименовании товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении об осуществлении закупки Заказчиком предусмотрена закупка набора робототехнического, указан код ОКПД2 32.40.20.139-00000007 "Набор робототехнический".
Согласно первому доводу жалобы, Заявитель считает, что Заказчик подошел формально к обоснованию дополнительных требований в описания объекта закупки (приложение N 1 к извещению).
Комиссия установила, что в описании объекта закупки, приложение N 1 к извещению о проведении закупки указаны дополнительные требования к товару.
Согласно Правилам использования КТРУ заказчик вправе (за исключением случаев, установленных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил использования каталога) указать дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5).
В случае указания таких дополнительных информации и свойств заказчик согласно пункта 6 Правил использования КТРУ обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации.
Правила использования каталога не устанавливают требований к форме и содержанию указанного обоснования, в связи с чем оно составляется Заказчиком самостоятельно. При этом такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы заказчиком с учетом его потребностей, исходя из специфики деятельности и не противоречат требованиям Закона контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно второму доводу жалобы Заявитель считает, что прилагаемое к извещению описание объекта закупки содержит противоречивые сведения.
Изучив описание объекта закупки Комиссия установила, что в нем содержатся противоречивые сведения. Так в описании объекта закупки, в отношении позиций N1 и N2, указано:
- Внешние в электронную схему элементы робота: соответствие шт. При этом, в структурированном описании объекта закупки в ЕИС, данная характеристика отсутствует, а формулировка с указанием "соответствие" и "шт" не позволяет участнику закупки, корректно составить заявку;
- Цвет пластика ABS корпуса учебного робота белый или прозрачный или серый. Значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Комиссия считает, что неизменяемое значение и перечисление одновременно 3(трех) вариантов цветов противоречит требованиям п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
К извещению также приложен файл "Дополнительная информация и документы 1 Извещение о проведении запроса котировок в электро.docx.zip", при открытии данного файла, в нем указаны, сведения, противоречащие извещению об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в описании объекта закупки противоречивые сведения относительно требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам поставляемых товаров, нарушают требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В целях устранения допущенного нарушения, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, для приведения извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов в соответствие с действующим законодательством.
Доводы заявителя нашли свое подтверждение и являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кирющенко Станислав Владимирович на действия Заказчика - МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для дооснащения объекта "Средняя общеобразовательная школа не менее, чем на 400 мест на территории Пуровского района (г. Тарко-Сале)" (Набор робототехнический), начальная (максимальная) цена контракта - 1 600 000.00 рублей (извещение N 0190300001323001351), обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 19.01.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 24.01.2024 в 16 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 января 2024 г. N 089/06/49-1052/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024