Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_______.>
Членов Комиссии:
<_______.>
<_______.>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
Oт Исполнителя - представителей по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МУ "Дирекция муниципального заказа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 08.11.2022 N 0190300003722000746 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания (цокольный этаж): "Нежилое помещение, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 8 Марта, д. 6", цена контракта - 526 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000746), с ООО Научно-производственная фирма "Трест Геопроектстрой" (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 19.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0190300003722000746 следует, что 08 ноября 2022 года между МУ "Дирекция муниципального заказа" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Трест Геопроектстрой" (далее - Исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0190300003722000746 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания (цокольный этаж): "Нежилое помещение, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 8 Марта, д. 6" (далее - муниципальный контракт).
В соответствии с принятыми обязательствами Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ по муниципальному контракту с момента заключения контракта в течение 250 (двухсот пятидесяти) календарных дней, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту). Так, в течение 35 (тридцати пяти) дней с даты заключения Контракта Исполнитель обязан выполнить комплексное обследование технического состояния здания, разработать разделы рабочей документации в течение 145 (ста сорока пяти) дней, в течение 70 (семидесяти) дней обеспечить прохождение государственной экспертизы проектной документации в части проведения проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования от АУ ЯНАО "Управление государственной экспертизы проектной документации".
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Исполнителя направлялись претензии от 22.08.2023 N 89-178-1/10121-09/6090, от 25.09.2023 N 89-178-1/10121-09/6928.
По состоянию на 18.12.2023 Заказчиком установлено, что работы выполнены не в полном объеме, представленная Исполнителем отчетная документация не соответствует условиям муниципального контракта и требованиям законодательства РФ, кроме того, часть разделов не предоставлена, о чем Заказчиком выдано отрицательное заключение от 15.12.2023.
Заказчик утверждает, что тем самым в действиях Исполнителя усматривается ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту - в установленный срок Исполнителем в нарушение пункта 4.1. контракта Заказчику не предоставлен результат работ: проектные работы, выполненные в соответствии с условиями задания (приложение N 1 контракту), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проведения проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования. Из Решения следует, что у Заказчика имеются правовые основания к применению норм, установленных статьями 450.1, 715 Гражданского кодекса РФ для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрен отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору.
Статьей 715 Гражданского кодекса РФ установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Также указанное право заказчика установлено пунктом 10.2 контракта (Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании вышеизложенного, муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа", действующее в силу статьи 72 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования город Ноябрьск, руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, статьей 10 муниципального контракта, статьями 450.1, 715 Гражданского кодекса РФ, решило отказаться от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.01.2024 N ЕГ/12/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-1/2024 из которых следует, что Исполнитель считает Решение Заказчика от 19.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта необоснованным и незаконным по следующим причинам:
Согласно п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", по смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статьи 328 или 406 ГК РФ).
Поскольку Контрактом и ГК РФ не установлены сроки исполнения Заказчиком обязанностей по передаче Подрядчику исходно-разрешительной документации, постольку к Заказчику применимы положения п. 1 ст. 314 и ст. 327.1 ГК РФ - начало течения срока исполнения обязательства Исполнителем привязано к моменту исполнения Заказчиком обязательства по передаче исходно-разрешительной документации
Техническая документация разрабатывается подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) по отдельному договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ) по заданию заказчика. При этом в силу п. 1 ст. 759 ГК РФ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Состав исходных данных при проектировании объектов капитального строительства определяется в соответствии с ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а именно:
- градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки и проект межевания территории (подп. 1 подп. 3 пункта 6 статьи 48 ГрК РФ).
- технические условия (в случае, если функционирование строительного объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (подп. 3 пункта 6 статьи 48 ГрК РФ).
Следовательно, законом установлена императивная обязанность Заказчика предоставить Исполнителю технические условия для выполнения проектирования без их запроса Исполнителем. Срок для предоставления заказчиком исходных данных контрактом не предусмотрен, в этой связи, суд исходит из того, что исходные данные, которые являются необходимыми для подготовки проектной документации, должны были быть переданы заказчиком до начала производства работ по контракту, поскольку в соответствии с п. 1.4. Контракта Исполнитель обязуется приступить к оказанию услуг с момента заключения Контракта в течение 250 календарных дней. Доказательств передачи всех исходных данных, предусмотренных Контрактом и вышеизложенными положениями ГрК РФ Заказчиком исполнителю до начала производства работ не имеется. Согласно п. 11.5 Контракта, он вступает в силу со дня его заключения Сторонами - 08.11.2022 и действует до 30.06.2023
Соответственно обязанность Заказчика по передаче Исполнителю исходно разрешительной документации, в т.ч. Технического паспорта, указанного в п. 10 Задания на проектирование (приложение N 1 к Контракту), является началом исполнения Контракта Исполнителем.
Срок исполнения обязанности по исполнению Контракта начинает исчисляться заново с момента передачи Заказчиком Исполнителю иной исходно-разрешительной документации, что фактически и было при исполнении Контракта, а именно:
Письмом N 640/22 от 15.11.2022 Исполнитель запросил у Заказчика Технический паспорт, а также документы, согласно ст. 718, ст. 759 ГК РФ, п. 6 ст. 48 ГрК РФ, Технического задания на проектирование к Контракту.
Письмом N 89-178-1/121-09/9589 от 16.11.2022 Заказчик представляет часть исходных данных - Технический паспорт N 11-12-6381 по объекту.
Письмом N 654/22 от 23.11.2022 Исполнитель просил предоставить доступ в помещения для выполнения работ по обследованию помещений.
29.11.2022 Заказчик на электронную почту Исполнителя направил часть исходных данных - данные по узлу коммерческого учета. Таким образом, исходные данные были предоставлены Заказчиком через 23 дня со дня заключения контракта.
Письмом N 678/22 от 15.12.2022 Исполнитель повторно указал на отсутствие доступа специалиста Исполнителя в помещения N 58, 68, 69 и просил ускорить процесс предоставления информации. Таким образом, с 23.11.2022 по 15.12.2022 Заказчик не предоставил доступ в обследуемые помещения.
Письмом N 687/22 от 23.12.2022 Исполнитель просил согласовать объемы работ по объекту.
Письмом N 688/22 от 23.12.2022 Исполнитель просил согласовать схему расположения оборудования и предоставить данные по объекту, а также предоставить исходные данные в виде следующей информации: 1) Нужно ли разработать систему охранной сигнализации? 2) Где располагается помещение охраны, если оно имеется? 3) В каком помещении расположить серверную комнату? 4) Слаботочную проводку разводить до слаботочных щитков в коридорах или до помещений, если до помещений, то до каких?
Заказчик письмом N 89-178-1/121-09/120 от 12.01.2023 предоставил запрошенную информацию, что означает просрочку в 20 дней со дня запроса.
Письмом N 689/22 от 28.12.2022 Исполнитель сообщил Заказчику, что доступ в помещения N 58, 68, 69 не предоставлен, информация, запрошенная письмом N 678/22 от 15.12.2022, также не предоставлена, что означает просрочку Заказчика на 50 дней (с 08.11.2022). Этим же письмом Исполнитель просил согласовать Техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций и инженерных коммуникаций по объекту.
Письмом N 4/23 от 13.01.2023 Исполнитель просил предоставить документы, согласно письма Заказчика N 89-178-1/121-09/120 от 12.01.2023, а также документы запуска и последующих испытаний пожаротушения в архивах - исходные данные для проектирования.
Заказчик, письмом N 89-178-1/10121-09/171 от 16.01.2023, на запрос Исполнителя (письмо N 4/23 от 13.01.2023) сообщил, что Система пожаротушения эксплуатируется с 2015 года (акт о приемке прилагается). С момента принятия системы пожаротушения в муниципальную собственность по настоящее время данная система не обслуживается, в рамках капитального ремонта просил предусмотреть замену данной системы - что является новыми исходными данными для проектирования. Также 16.01.2023 Заказчик письмом N 89-178-1/10121-09/171 от 16.01.2023 предоставил новые исходные данные - акт о приемке технических средств (Устройство автоматической системы пожаротушения), что означает просрочку Заказчика и течения срока исполнения Контракта вновь через 68 дней после его заключения.
Письмом N 5/23 от 16.01.2023 Исполнитель просил согласовать Техническое заключение по результатам обследования строительных конструкций и инженерных коммуникаций по объекту: "Нежилое помещение, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 8 Марта, 6", а также объем демонтируемых сетей водоснабжения и канализации. Через 14 дней письмом N 89-178-1/10121-09/550 от 30.01.2023 Заказчик согласовал техническое заключение по результатам обследования конструкций и инженерных коммуникаций.
Письмом N 27/23 от 24.01.2023 Исполнитель просил согласовать раздел "Объемнопланировочные и архитектурные решения" Ш.70-01/23-03-АР. Письмом N 89-178-1/10121-09/550 от 30.01.2023 Заказчик сообщил, что Раздел 70-01/23-03-АР будет рассмотрен позднее.
Письмом N 78/23 от 17.03.2023 Исполнитель просил предоставить информацию по параметрам теплоносителя. Письмо N 89-178-1/10121-09/1984 от 27.03.2023 Заказчик предоставил Исполнителю данные теплоносителя, а также расположение ПАО Ростелеком, что также является - новые исходные данные через 128 дней после заключения Контракта.
Письмом N 96/23 от 11.04.2023 Исполнитель просил согласовать раздел "Отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха" и демонтаж по объекту, который согласован Заказчиком письмом N 89-178-1/10121-09/2995 от 26.04.2023, то есть через 15 дней после запроса. Письмом N 98/23 от 11.04.2023 г. Исполнитель просит согласовать разделы "Сети связи", "Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения" (ш.70-01/23-03-СС, 70-01/23-03-АПС) по объекту, которые согласованы Заказчиком письмом N 89-178-1/10121-09/3147 от 02.05.2023, то есть через 21 день после запроса.
Письмом N 89-178-1/10121-09/3873 от 29.05.2023 Заказчик предоставил новые исходные данные - Технические условия на проектирование узла учета тепловой энергии и теплоносителя, горячей и холодной воды, то есть спустя 202 дня после заключения контракта 08.11.2023.
Письмом N 89-178-1/10121-09/4218 от 08.06.2023 Заказчик согласовал раздел ЭОМ. Однако, письмом N 89-178-1/10121-09/4557 от 21.06.2023 Заказчик направил замечания к ранее согласованному разделу рабочей документации ЭОМ, а также предоставил новые исходные данные - акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (спустя 212 дней после заключения договора).
Письмом от 12.07.2023 N 89-178-1/10121-09/5137 Заказчик направил новые исходные данные в отношении необходимости замены отделки пола в помещениях NN 31, 57/1, 57 "Тренажерный зал" на линолеум ввиду того, что данные помещения не планируется использовать под тренажерные залы (спустя 246 дней после заключения договора).
22.08.2023 Заказчик на электронную почту Исполнителя направил новые исходные данные для разработки раздела ВК - топографическую съемку (спустя 286 дней после заключения договора - за пределами 250 дневного срока выполнения работ по Контракту)
04.09.2023 Заказчик на электронную почту Исполнителя направил дополнительное Задание на корректировку раздела ВК, что является новыми исходными данными для проектирования (спустя 299 дней после заключения договора - за пределами 250 дневного срока выполнения работ по Контракту).
Таким образом, просрочка Заказчика в предоставлении исходных данных, без которых Исполнителю невозможно выполнить Контракт, составила 299 дней.
Письмом N 89-178-1/10121-09/7581 от 17.10.2023 Заказчик направил Исполнителю отрицательное заключение относительно приемки результатов работ. Замечания, указанные в отрицательном заключении, противоречат п. 14.2 статьи 1 ГрК РФ, Приложению N 1 к контракту N 0190300003722000746 от 08.11.2022 г, а также письмам Заказчика N 89-178-1/10121-09/433 от 25.01.2023, N 89-178-1/10121-09/550 от 30.01.2023, - а именно: 1. "План демонтажных работ не соответствует существующим планировочным решениям".
Письмом от 30.01.2023 N 89-178-1/10121-09/550 "Ответ на письмо N 27/23 от 24.01.2023" согласовано Технического заключение по результатам обследования конструкций и инженерных коммуникаций, где в т.ч. представлены существующие планировочные решения, а основании которых были выполнены все разделы.
2. "Раздел не согласован, т.к. не учтено дополнительное оборудование из раздела 70-01/23-03-ВК".
Письмом от 08.06.2023 N 89-178-1/10121-09/4218 "О направлении согласования раздела ЭОМ "от ДИО (ул. 8 Марта 6, цоколь)" Департамент имущественных отношений согласовывает рабочую документацию с шифром 70-01/23-03-ЭОМ. 3. "Ввод трубопроводов в здание не соответствует его фактическому расположению". Письмом от 30.01.2023 N 89-178-1/10121-09/550 "Ответ на письмо N 27/23 от 24.01.2023" согласовано Технического заключение по результатам обследования конструкций и инженерных коммуникаций. На основании данного отчета был выполнен раздел "Внутренние системы водоснабжения и канализации", получивший замечание п.1 Письма От 18.05.2023 N 89-178-1/10121-09/3602 о том, что проектные решения не соответствует Акту разграничения балансовой принадлежности. Исполнитель обращает внимание, что Акт разграничения балансовой принадлежности не соответствует фактическому расположению инженерных систем.
3. "Не предусмотрена замена бытовой канализации ниже уровня пола цокольного этажа". Согласно п. 17 Приложения N 1 к контракту, замену внутренней системы канализации необходимо предусматривать только цокольного этажа здания. Замена выше/ниже расположенных этажей, а также выпусков из здания - не предусмотрена.
4. "Помещения туалетов и санузлов не соответствуют требованиям табл.5.5 СП 118.13330.2022". "Помещение ПУИ не соответствует требованиям п.5.68 СП 118.13330.2022".
Согласно п. 14.2 статьи 1 ГрК РФ: "капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов".
Вышеуказанные замечания приводят к комплексу строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировок помещений, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, что является реконструкцией здания.
Исходные данные должны были быть переданы Заказчиком Исполнителю до начала производства работ не позднее 08.11.2022, между тем, все исходные данные переданы Заказчиком Исполнителю лишь после запроса последнего. Из вышеизложенной переписки сторон следует отсутствие в распоряжении Исполнителя длительное время всех необходимых для подготовки проектной документации исходных данных, выполнение работ в данном случае, как в силу ст. 759 ГК РФ, так и в силу п. 10 технического задания к Контракту поставлено в зависимость от предоставления Заказчиком всех предусмотренных Контрактом, ГрК РФ документов, то есть от исполнения Заказчиком встречного обязательства по контракту. В силу п. 1 ст. 719 ГК РФ когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставления технической документации, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить. При этом, из п. 1 ст. 719 ГК РФ не следует обязанность подрядчика уведомлять об этом заказчика, поскольку заказчик и так осведомлен о ненадлежащем исполнении своей обязанности по передаче исходных данных. Таким образом, не передача или не своевременная передача заказчиком исполнителю исходных данных не влечет за собой возникновение на стороне подрядчика обязанности по уведомлению заказчика о приостановлении выполнения работ. Обязанность заказчика предоставлять подрядчику исходные данные только на основании запроса последнего ни ГК РФ, ни Контрактом не предусмотрена.
Исполнитель утверждает, что с учетом изложенного, обязательство по проектированию не могло быть выполнено Исполнителем в срок, установленный Контрактом, вследствие просрочки Заказчиком предоставления исходных данных, необходимых для выполнения работ по Контакту. Выполнение работ по контракту производилось подрядчиком по мере предоставления заказчиком исходных данных, заказчик на протяжении всего срока выполнения работ по контракту несвоевременно предоставлял исходно-разрешительную документацию и проводил согласование проектной документации. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, срок выполнения работ по Контракту продлеваются на 299 дней просрочки исполнения Заказчиком обязательств по предоставлению исходных данных для проектирования, при условии, что Заказчиком переданы иные исходные данные, необходимые для его выполнения.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.1.Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
08.10.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0190300003722000746 (далее - Контракт).
19.12.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.01.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Исполнителем сроков исполнения работ и ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представленные Исполнителем информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту:
На заседании Комиссии представитель Исполнителя подтвердил, что Исполнитель приступил к выполнению обязательств своевременно, обязательства по Контракту исполнялись надлежащим образом.
При рассмотрении документов и сведений, представленных Заказчиком и Подрядчиком, Комиссией установлено, между сторонами осуществлялась переписка в части устранения выявленных недостатков, запрашивались у заказчика документы. При этом из переписки также следует, что общество явно не выражало отказ от выполнения работ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе Заказчик обязан взаимодействовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Исполнителя.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО Научно-производственная фирма "Трест Геопроектстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО Научно-производственная фирма "Трест Геопроектстрой", представленную МУ "Дирекция муниципального заказа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 08.11.2022 N 0190300003722000746 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания (цокольный этаж): "Нежилое помещение, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 8 Марта, д. 6", цена контракта - 526 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000746), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 января 2024 г. N 089/10/104-1/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024