Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Любчика Анатолия Васильевича в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.05.2023 на проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП Любчика А.В.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела Администрацией Омутинского муниципального района Тюменской области (заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300024123000036 ) на проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района с победителем указанной закупки - ИП Любчик А.В. заключен контракт от 29.05. 2023 на сумму 14 500 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта- 50 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязался выполнить работы по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района, для обоснования стоимости имущества при осуществлении сделки купли-продажи и оказать услуги по выполнению работ по изготовлению технических планов и постановки на кадастровый учет помещений (раздел здания на помещения), принадлежащих на праве собственности администрации Омутинского муниципального района, в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязался принять результат услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Техническое задание (Приложение N 1 к муниципальному контракту) содержит наименование имущества, его местонахождение, характеристики объекты, вид рабо подлежащий выполнению, а именно:
Проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района.
Раздел нежилого здания на пять помещений по адресу, Тюменская область, Омутинский муниципальный район, Журавлевское сельское поселение, с. Журавлевское, ул. Школьная, д.9-1875,70 кв.м. (помещения в нежилом здании).
Согласно пункту 3.1 срок выполнения работ составляет 60 календарных дней с момента заключения муниципального контракта. Учитывая, что контракт заключен 29.05.2023, то срок выполнения работ истекал 29.07.2023.
В соответствии с п. 6.8 контракта датой выполнения работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
В заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Подрядчику в рамках выполния работ по контракту от 29.05.2023 надлежало выполнить работы по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права муниципальной собственности Омутинского муниципального района, а имено разделить помещения в нежилом здании на 5 помещений.
31.05.2023 Заказиком получено письмо вх.N 03-12/3538 от ИП Любчик А.В. в котром Подрядчик сообщал о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом от 29.05.2023, поскольку разделить здание на 5 помещений, как того требует техничекое задание, не представляется возможным. Помещение должно быть изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота. При этом Подрядчик предлогал рассмотреть вопрос о заключении дополнительного соглашения с изменением условий муниципального контракта в части разделения здания на 2 помещения, либо расторжения контракта по соглашению сторон.
06.06.2023 Заказчик направил в адреса Подрядчика письмо об отсутствии оснований для расторжения контракта; сохранения у Заказчика потребности в разделении здания на 5 помещений; необходимости Подрядчика выполнения работ согласно условиям контракта.
06.10.2023 Подрядчик вновь направил Заказчику письмо о невозможности раздела здания на 5 помещений, а также о рассмотрении вопроса о расторжении контракта по соглашению сторон.
31.10.2023 письмом N 03-13/4098 Заказчик ответил об отсутствии оснований для расторжения контракта, сохранения у Заказчика потребности в разделении здания на 5 помещений.
Также 31.10.2023 Заказчик сообщил Подрядчику о необходимости выполнения работ по контракту до 10.11.2023, в противном случае Заказчик рассмотрит вопрос о расторжении контракта в одностороннем порядке (письмо N 03-13/4106).
Учитывая, что Подрядчик к выполнению работ не приступил, намерения выполнять работу не проявил, Заказчик 12.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 25.12.2023.
В свою очередь ИП Любчик А.В. указал, что нежилое помещение в здании или сооружении должно быть обособлено от других помещений и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского обороата. При внесении в технический план сведений о нежилых помещениях в технический план не подлежат внесению в качестве сведений о помещениях сведения о частях и элементах здания, не отвечающих таким критериям (п. 19 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлени формы технического плана,требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Раздел нежилого здания на 5 помещений, как предполагал Заказчик невозможен, так как отсутствует свободный доступ в каждое помещение (проход в некоторые помещения может быть осуществлен только через другое помещение).
ИП Любчик А.В. был предложен вариант разделить здание на 2 помещения, однако Заказчик не согласился.
Представители Заказчика с позицией индивидуального предпринимателя о невозможности разделения здания на 5 помещений не согласились, указали, что ранее Заказчик заключал аналогичные контракты, при этом вопрос о невозможности разделения здания на несколько помещения не возникал, указали, что здание после его раздела остается в собстьвенности администрации (один собственник), а разделяемые помещения будут переданы в оперативное управление.
Также представитли Заказчика отметили, что до подписания Подрядчиком контракта от 29.05.2023 ему на эл.почту был направлен технический паспорт здания, подлежащего разделу на помещения, с которым он ознакомился, и заключил контракт на выполнения работ в последствии от выполнения которых отказался.
Комиссия отмечает, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказании услуг) является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 8.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 12.12. 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 12.12.2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 25.12. 2023 года.
Так, с 25 декабря 2023 контракт на проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Подрядчик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что Подрядчиком к 29.07.2023 (срок выполнения работ) работы по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района, предусмотренные контрактом от 29.05.2023 не выполнены, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ИП Любчика А.В.
Комиссия отмечает, что ИП Любчик А.В. после получения технического паспорта здария, подлежащего разделению на 5 помещений, при наличии у него сомнений в возможности такого раздела здания на предусмотренные помещения подписал контракт на выполнение таких работ, а после подписания контракта склонял Заказчика к изменению условий муниципального контракта, что не допустимо действующим законодательством о контрактной системе.
В рассмариваемом случае ИП Любчик А.В. сомонадеяно поступил заключая контракт от 29.05.2023 не понимая как ему выполнить такие работы, что уже говорит о недобросовестном поведении со стороны Подрядчика при заключении муниципального контракта.
Кроме того, представители Заказчика возражали относительно невозможности разделения здания на 5 помещений, указывая, что ранее аналогичные контракты заключались администрацией и были исполнены Подрядчиками надлежащим образом.
Комиссия отмечаеи, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, указывающие на обстоятельства приепятствующие надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по контракту ИП Любчик А.В., равно как и самим Подрядчиком таких доказательств в антимонопольный орган не предоставлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта от 29.05.2023 на проведение работ по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации права (раздел здания на помещения) муниципальной собственности Омутинского муниципального района. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения услуг (работ), предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
В ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении контракта от 29.05.2023.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Администрацией Омутинского муниципального района Тюменской области в отношении ИП Любчик Анатолия Васильевича, ИНН 312302396903 включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 января 2024 г. N РНП-72-216/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024