Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу индивидуального предпринимателя Лямзина Александра Михайловича на действия заказчика МКУ "Леспаркхоз" при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники (реестровый номер закупки 0167300000523001059),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба жалобу индивидуального предпринимателя Лямзина Александра Михайловича на действия заказчика МКУ "Леспаркхоз" при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком при описании объекта закупки указан показатель массы бумаги площадью 1м2 и указаны конкретные значения которые приняты в соответствии с утвержденными стандартами. При этом, какое-либо обоснование необходимости использования указанного показателя в описании объекта закупки отсутствует, при этом, масса бумаги определяется методом испытания, при этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки.
Заказчиком и уполномоченным учреждением представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела. Представители заказчика и уполномоченного учреждения просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники, с начальной (максимальной) ценой контракта 145 815,85 рублей, в интересах заказчика МКУ "Леспаркхоз".
Информация о закупке была размещена 29.12.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000523001059.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Потребность заказчика в требуемых товарах определяется спецификой использования товара (работы, услуги), финансированием (доведенными лимитами бюджетных ассигнований).
Требованиями извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что заказчиком установлен запрет допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что по смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) его применение обусловлено отсутствием в каталоге позиции (кода) закупаемого товара как такового.
Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Определение кода позиции КТРУ является частью установления надлежащего описания объекта закупки.
Как следует представленных документов и пояснений сторон, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком не в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, а с учетом соответствующих позиций КТРУ, без учета требований пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
Объект закупки отнесен заказчиком к следующим кодам позиций КТРУ:
1) 17.12.14.110-00000005 "Бумага для офисной техники" (дата начала обязательного применения: 04.08.2023);
2) 17.12.14.110-00000010 "Бумага для офисной техники" (дата начала обязательного применения: 04.08.2023).
Учитывая, что извещение об осуществлении обжалуемой закупки с реестровым номером извещения 0167300000523001059 размещено в ЕИС в сфере закупок 29.12.2023, следовательно, заказчик не имеет права осуществлять описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе, поскольку в КТРУ имелись позиции закупаемого заказчиком товара, а следовательно, заказчик обязан осуществлять описание объекта закупки в строгом соответствии с описанием содержащимся в действующих позициях КТРУ, что в рассматриваемом случае и было сделано заказчиком.
Указанные позиции КТРУ, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России, правомерно применены заказчиком к описанию объекта закупки. При этом, в обоих упомянутых позициях КТРУ имеется такая обязательная к применению характеристика как "Масса бумаги площадью 1м2" с указанием соответствующих характеристик, которые заказчиком указаны в точном соответствии с КТРУ. Комиссией Тюменского УФАС России проверены все без исключения характеристики применительно к закупаемому товару и установлено, что иные характеристики закупаемого товара также указаны заказчиком в строгом соответствии с требованиями КТРУ.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком описанием объекта закупки в материалы рассматриваемого дела не представлены.
Комиссия Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения всех доводов жалобы заявителя, проведения в полном объеме внеплановой проверки всех без исключения положений извещения об осуществлении закупки (не ограничиваясь доводами жалобы заявителя) не установила каких-либо иных признаков нарушения законодательства о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу ИП Лямзина А.М. необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Лямзина Александра Михайловича на действия заказчика МКУ "Леспаркхоз" при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники (реестровый номер закупки 0167300000523001059) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2024 г. N 072/06/44/1/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024