Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
от Администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, (далее - Заказчик):
от ООО "ЗЕМЛЯ" (далее - Участник, Общество, Поставщик, Исполнитель):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ЗЕМЛЯ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 05.07.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145300009623000259 "Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами общего пользования местного значения" (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 01453000096230002590001 от 31.07.2023 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.12.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные документы и пояснения, пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.1. Контракта предусмотрено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 27.12.2023 в связи с нарушением Исполнителя срока выполнения работ.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Исполнитель обязуется собственными и (или) привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях настоящего Контракта работу (далее - "работы") и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
По Контракту:
- 1.3. Наименование, ассортимент, количество и цена товара определяются в соответствии с приложением N1, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта;
- 1.2. Состав и объем работ определяется Спецификацией (Приложение N 2 Контракта), работы осуществляются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 Контракта).
- 1.3. Место выполнения работ: Ленинградская область, Тихвинский район, город Тихвин, в соответствии с техническим заданием (далее - "место выполнения работ").
- 4.1. Работа, предусмотренная Контрактом, выполняется в сроки, установленные настоящим разделом, но не позднее "15" декабря 2023 г.
В обязанности Участника по Контракту входит:
3.4.1. Без увеличения цены выполнить работу в соответствии с условиями Контракта и передать Заказчику ее результаты по документу, подтверждающего приемку выполненных работ;
3.4.2. Своими силами и за свой счет, в срок, определенный Заказчиком, устранять допущенные недостатки в выполненной работе или иные отступления от условий Контракта;
3.4.3. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок;
3.4.4. Предоставлять по запросам Заказчика иную информацию о ходе исполнения Контракта;
3.4.5. Соблюдать действующие у Заказчика правила внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы. Обеспечить в ходе выполнения работ соблюдение необходимых мероприятий по охране труда и экологической безопасности;
3.4.6. Предоставить гарантию качества на результаты выполненных работ сроком не менее 1(одного) года с даты подписания Исполнителем и Заказчиком документа о приемке выполненных работ. Гарантия осуществляется путем безвозмездного устранения Исполнителем недостатков выполненных работ, выявленных в течение гарантийного срока, установленного Контрактом;
3.4.7. Сохранять конфиденциальность информации, относящейся к ходу исполнения Контракта и полученным результатам;
3.4.8. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
3.4.9. Возвратить сумму излишне полученных денежных средств в случае установления контролирующими органами фактов оплаты Заказчиком работ сверх фактически выполненного объема работ, использования при выполнении работ материалов, не предусмотренных сметами (техническими заданиями) к Контракту, изменения способа выполнения работ при отсутствии соответствующих согласований с Заказчиком;
3.4.10. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом.
Согласно п. 13.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Спецификации (Приложение N2 к Контракту) Заказчиком закупаются работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами общего пользования местного значения:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. измер. |
Кол-во |
Цена единицы работ, руб. |
Стоимость работ, руб. |
1 |
Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами общего пользования местного значения |
Усл ед |
20 |
19 900,00 |
398 000,00 |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
31.07.2023 стороны заключили Контракт.
31.07.2023 Заказчик направил Участнику заявку на выполнение работ
Согласно Контракту пункт 4.1 срок окончания выполнения работ - 15 декабря 2023 года.
1 августа 2023 г. по эл почте Заказчиком были направлены выписки из ЕГРН на сооружения, под которыми формируются земельные участки.
После чего были попытки связаться Заказчика с Исполнителем по телефону, схемы представлены не были.
9 ноября 2023 Заказчиком были запрошены схемы.
17 ноября 2023 Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия, из которой следует: ориентировочный срок согласования и утверждения схем составляет 10 рабочих дней, после которого потребуется около 15 дней на подготовку межевых планов, постановку земельных участков на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав собственности на них, устранение замечаний, если такие последуют в процессе осуществления процедуры кадастрового учета и регистрации прав. Просим предоставить схемы.
21 ноября 2023 в адрес Заказчика поступили 4 схемы на согласование и утверждение.
В письме было указано, что съемка земельных участков Исполнителем проводилась с 30 октября по 2 ноября 2023.
21 ноября 2023 Заказчик направил запрос дополнительных файлов для возможности корректного рассмотрения и согласования предоставленных схем.
Файлы были получены 21 и 22 ноября 2023 г.
24 ноября 2023 Заказчик направил замечания по 3-ем схемам, выявленные в ходе рассмотрения схем, для устранения Исполнителю.
С 24 ноября 2023 Заказчиком был подготовлен и запущен на согласование проект постановления об утверждении схемы по 1 земельному участку.
Ответа Участника не последовало.
27-30 ноября 2023 Заказчиком запрошены схемы на согласование.
Ответа Участника не последовало.
4 декабря 2023 в адрес Исполнителя была направлена Претензия, из которой следует: из пяти поступивших схем по четырем направлены замечания для устранения. Поскольку ориентировочный срок согласования и утверждения схем составляет 10 рабочих дней, после которого еще потребуется время на подготовку межевых планов, постановку земельных участков на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав собственности на них, устранение замечаний, если такие последуют в процессе осуществления процедуры кадастрового учета и регистрации прав, - имеются достаточные основания полагать, что работы не будут выполнены вовремя и сданы в срок.
5 декабря 2023 в адрес Исполнителя направлено постановление об утверждении схемы 1-го земельного участка для подготовки межевого плана.
5 декабря 2023 получено письмо от ООО "Земля" о том, что Исполнитель гарантирует предоставлении схем в минимальные сроки.
5 декабря 2023 Исполнителем направлены еще 8 схем на согласование.
7 декабря 2023 Заказчик и Исполнитель связывались по видеоконференцсвязи, были даны разъяснения, указаны ошибки в схемах.
8 декабря 2023 Заказчик запросил еще 2 схемы, которые ранее на рассмотрение не направлялись.
8 декабря 2023 Исполнитель направил 2 схемы в адрес Заказчика.
11 декабря 2023 в адрес Исполнителя были направлены замечания по всем представленным схемам для устранения, с указанием, что 1 схема не представлена.
11 декабря 2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика последнюю схему на рассмотрение.
В период с 12 по 14 декабря 2023 г Исполнителю были направлены вспомогательные материалы (материалы аэрофотосъемки) по инициативе Заказчика.
13 декабря 2023 в адрес Исполнителя направлены замечания по последней схеме для устранения.
Исправленные схемы, по котором были высказаны замечания, представлены не были.
13 декабря 2023 в адрес Заказчика поступил межевой план по земельному участку, в отношении которого было выпущено постановление об утверждении схемы.
13 декабря 2023 Заказчиком направлен межевой план в органы кадастрового учета и государственной регистрации прав с целью постановки земельного участка на кадастровый учет.
14 декабря 2023 Заказчиком был направлен запрос в Лесничество по ширине проездов на образуемых земельных участках. (22.12.2023 получен ответ).
15 декабря 2023 Заказчиком получена выписка из ЕГРН, подтверждающая кадастровый учет земельного участка, по которому был подготовлен межевой план.
16 декабря 2023 выписка из ЕГРН направлена Исполнителю.
Таким образом, на 15 декабря 2023 работы выполнены по 1 объекту из 20ти, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение размещено в ЕИС и направлено исполнителю 27 декабря 2023.
В Решении об одностороннем отказе указано:
"Согласно пункту 3.2.4 Заказчик обязан требовать неустойки и (или) убытков, причиненных по вине Исполнителя.
В соответствии с пунктом 8.7.1. размер штрафа по каждому факту неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается в размере 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Таким образом, размер штрафа составляет: 398 000,00 / 100% * 1% = 3 980 (три тысячи девятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.
Работы выполнены по одному объекту, таким образом, работы выполнены на сумму: 398 000,00 / 20 = 19 900 (девятнадцать тысяч девятьсот) рублей 00 копеек.
На основании пункта 2.10. Контракта Заказчик вправе удержать суммы неисполненных Исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Федеральный закон о контрактной системе"), из суммы, подлежащей оплате Исполнителю по настоящему Контракту.
Итого оплате Исполнителю подлежит: 19 900,00 - 3 980,00 = 15 920 (пятнадцать тысяч девятьсот двадцать) рублей 00 копеек".
27 декабря 2023 Исполнитель запросил ответ от Лесничества о ширине проездов, Заказчиком направлена информация 27 декабря 2023 ответным письмом.
28 декабря 2023Исполнитель направил в адрес Заказчика 19 исправленных схем на рассмотрение и утверждение, а также письмо о предложении заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон.
29 декабря 2023 в адрес Исполнителя направлен ответ о невозможности заключения дополнительного соглашения, на основании следующего:
"Для отмены Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в срок до 9 января 2024 года в наш адрес должна поступить отчетная документация по девятнадцати земельным участкам.
Для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, для получения выписок из ЕГРН Исполнителю необходимо направить на утверждение в адрес Заказчика схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Схемы поступили в наш адрес 28 декабря 2023 года. Для рассмотрения схем, подготовки постановления об утверждении схем, направления постановлений в адрес Исполнителя в максимально короткие сроки, Заказчику необходимо 7 рабочих дней.
В связи с тем, что схемы расположения земельных участков будут утверждены после истечения 10ти дневного срока, который дается Исполнителю на выполнение работ, а, следовательно, после вступления в силу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, данные схемы рассмотрению не подлежат.
Обращаю Ваше внимание на то, что Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2023 года N 1327 не является основанием для заключения дополнительного соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон, так как дата его выхода совпадает с датой окончания выполнения работ, которые не были исполнены".
29 декабря 2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено Требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 9 января 2024.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 27.12.2023, размешено в Единой информационной системе, согласно данным ЕИС он был надлежащим образом уведомлен о принятом решении.
Заказчик пояснил Комиссии, что считает свой односторонний отказ законным и обоснованным, вместе с тем Заказчик отметил, что негативных последствий в связи с неисполнением Исполнителем по Контракту принятых на себя обязательств не наступило. Вопрос о соразмерности меры в виде включения в РНП оставляет полностью на усмотрение Комиссии.
Участник пояснил Комиссии, что он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы, Общество стремилось передать результат Заказчику.
Поставщик указывает, что в период с 31.07.2023 по 02.11.2023 в соответствии с п.4 Описания объекта закупки (Приложение 1 к Контракту) были выполнены следующие этапы работ:
- сбор сведений о смежных землепользователях, границах отвода земельных участков;
- сбор документов и материалов, нормативных актов, устанавливающих порядок использования и ограничения в использовании земель, в соответствии с Земельным кодексом. Градостроительным кодексом, генеральными планами, утвержденными Правилами землепользования и застройки, санитарными правилами и нормативами:
- выполнение геодезической съемки в отношении образуемых земельных участков с соблюдением установленных требований. Материалы фотофиксации, подтверждающие выполнение работ были направлены в рабочем порядке по электронной почте в адрес Администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Заказчик) 21.11.2023.
Участник просит обратить внимание, что он готов понести ответственность в виде штрафных санкций, однако, считает, что исключительная мера в виде включения в РНП к нему явно несоразмерна.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку в Контракте имеется требование о сроках указания услуг, которые нарушены Обществом.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия в данном деле отмечает, что не разрешает спор между сторонами о том, что должно быть указано на этикетках, Комиссия, лишь в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела, находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства (передавал отчетные материалы), а также был заинтересован в исполнении Контракта взаимодействуя с Заказчиком.
С одной стороны, Комиссия в этой части, принимает доводы представителя Участника, о том, положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
С другой стороны, Комиссия считает возможным в тексте настоящего решения обратить внимание ООО "ЗЕМЛЯ", что данное дело должно стать катализатором изменения подхода внутренней работы Общества, учитывая, что постановка на государственный кадастровый учет земельных участков занимает длительное время.
Передача материалов по объектам 28.12.2023 в адрес Заказчик, зная, что для постановки на учет требуется дополнительное время и период исполнения обязательств выйдет в 2024 год, что не предусмотрено Контрактом.
Комиссия учитывает позицию Заказчика, который указал, что Участник действительно пытался исполнить обязательства.
Однако, подобный подход Участника при исполнении контрактов в дальнейшем может привести к негативным последствиям и в том числе к санкциям в виде включения в РНП для самого Исполнителя.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
С учетом всех фактов и доказательств рассматриваемого дела, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ЗЕМЛЯ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 января 2024 г. N 047/10/104-38/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024