Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 93-ИП/24 от 09.01.2024) на действия комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток на 2024-2025 год (2 лот)".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 88 483 975,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9)указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует отклонение своей заявки (идентификационный номер 115662820).
Комиссия, проанализировав протокол подведения итогов электронного аукциона, установила, что заявка подателя жалобы была отклонена на основании следующего:
"Причина отклонения заявки
Недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке согласно п. 8 ч. 12 ст 48 Закона N 44-ФЗ
Обоснование причины отклонения
подлежит отклонению по следующим основаниям: на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с предоставлением недостоверной информации о товаре по позиции N 2 и 3 заявки, в части указания того, что предлагаемые к поставке перчатки допустимо использовать при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований, а так же для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию. Что противоречит п. 5.2.3 ГОСТа 51088-2013 и п. 5.4.3.1, подп. "б" п. 5.2.1.1, п. 3.4 ГОСТа 31508-2012, так как указанные медицинские манипуляции в обязательном порядке проводятся в медицинских перчатках с классом потенциального риска применения 2а, в то время как участник предложил медицинские перчатки с регистрационными удостоверениями РЗН 2023/21500 от 16.11.2023 и РЗН 2023/20204 от 12.05.2023 с классом потенциального риска применения - 1".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Заявитель в доводах жалобы указывает:
"Стандарт ГОСТ 51088-2013 распространяется на медицинские изделия для диагностики ин витро природного или искусственного происхождения, предназначенные для применения в медицинской практике и используемые в клинико-диагностических лабораториях, выполняющих бактериологические, биохимические, иммунологические, медико-биологические, медико-генетические и другие диагностические ин витро исследования, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготавливаемые отдельно.
Таким образом, рассматриваемый ГОСТ распространяется на медицинские изделия предназначенные непосредственно для диагностики ин витро, а именно: реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды, что не относится к предмету рассматриваемой закупки".
Комиссия, изучив представленные сторонами доказательства, признает правомерность действий аукционной комиссии при отклонении заявки Заявителя ввиду следующего.
В отношении указанного выше довода подателя жалобы, представитель Заказчика указал, что у Заказчика имеется специфика применения медицинских изделий с классом риска 2а, так как в отделениях лабораторий проводятся манипуляции с биологическим материалом в условиях вне живого организма.
Пример некоторых манипуляций - это определение:
содержания в крови холестерина;
содержания в крови глюкозы;
терапевтический контроль содержания лекарств;
антидопинговый контроль;
обнаружение наркотических веществ в крови;
иммунологические исследования;
гормональные исследования;
аллергологические исследования;
гематологические;
гемостазиальные;
тесты на гемофилию;
микробиологические;
бактериальные;
тестирование на индивидуальную переносимость антибиотиков;
молекулярные;
исследования на гепатит.
При этом, в п. 5.2.3 ГОСТа 51088-2013 указано: К классу 2 (2 а) относятся:
а) медицинские изделия для диагностики ин витро, предназначенные для проведения клинико-химических, иммунохимических, гематологических, гистологических, цитологических и иммунологических исследований, включая инфекционную иммунологию, микробиологических и молекулярных исследований.
Таким образом, Заказчик обязан руководствоваться положениями данного ГОСТа, который входит в систему национальной стандартизации, при проведении манипуляций ин витро в лабораториях.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N1 к извещению об осуществлении закупки) Заказчиком в отношении закупаемых товаров по позициям 2 и 3 установлены требования: "Области применения по функциональному назначению: Используется при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований, а также для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию".
Согласно сведениям, представленным в заявке, Заявитель в отношении позиций 2 и 3 предложил к поставке смотровые перчатки в рамках регистрационных удостоверений РЗН 2023/21500 от 16.11.2023 и РЗН 2023/20204 от 12.05.2023. Из представленных регистрационных удостоверений следует, что зарегистрированы перчатки с классом риска применения медицинского изделия 1.
При этом, Комиссия, проанализировав действующие государственные стандарты, установила:
Согласно п. 5.2.3 ГОСТа 51088-2013 и п. 5.4.3.1, подп. "б" п. 5.2.1.1, п. 3.4 ГОСТа 31508-2012 при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований, а также для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию применяются медицинские изделия с классом риска 2а.
-п. 5.2.3 ГОСТа 51088-2013. К классу 2 (2 а) относятся:
а) медицинские изделия для диагностики ин витро, предназначенные для проведения клинико-химических, иммунохимических, гематологических, гистологических, цитологических и иммунологических исследований, включая инфекционную иммунологию, микробиологических и молекулярных исследований.
- п. 5.4.3.1 ГОСТа 31508-2012:
Все МИ, предназначенные для обеззараживания МИ, относят к классу 2а, однако если они предназначены для очистки, промывки, дезинфекции контактных линз, то их относят к классу 2б
- подп. "б" п. 5.2.1.1 ГОСТа 31508-2012:
Инвазивные МИ, за исключением хирургически инвазивных, применение которых связано с полостями в теле и которые не предназначены для присоединения к активному МИ, относят к классу 2а, если это МИ временного применения (п. 3.3 ГОСТа 31508-2012: МИ кратковременного применения: МИ, которое при нормальной эксплуатации предназначено для непрерывного применения в течение не более 60 мин. Так как смотровые перчатки могут применять на срок более 60 минут, то необходимо ориентироваться на п. 3.4 ГОСТа 31508-2012: МИ временного применения: МИ, которое при эксплуатации в соответствии с инструкцией предназначено для непрерывного применения в течение не более 30 сут.).
Комиссия отмечает, Заказчиком, в соответствие со ст. 33 Закона о контрактной системе и письмом ФАС РФ от 16 мая 2023 г. N ТН/37551/23, установлены требования к функциональным характеристикам товара, а по сути, указано, для каких манипуляций будут использоваться закупаемые перчатки. Указанные выше ГОСТы содержат исчерпывающую информацию относительно того, какой класс риска применения должен быть у медицинских изделий, используемые для указанных манипуляций.
Любой участник имеет возможность ознакомиться с данной информацией, так как ГОСТы выложены в открытом доступе, и предложить тот товар, который полностью соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) (далее - МР) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- функциональность.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заявитель предложил к поставке перчатки, которые недопустимо применять при проведении клинико-диагностических, клинико-химических, гистологических, микробиологических исследований, а также для манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию. Предлагать к поставке медицинские изделия, имеющие функционал отличный от того, который требуется Заказчику, и которые могут нести прямую угрозу жизни и здоровью пациентов и медицинскому персоналу, так как при регистрации медицинских изделий с классом риска 1 не осуществляется их проверка на безопасность при применении во время указанных выше манипуляциях.
Таким образом, на основании представленных в материалы дела документов и пояснений, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия была вынуждена отклонить заявку, в связи с выявленной недостоверной информацией, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно предложение в заявке медицинских перчаток с регистрационными удостоверениями РЗН 2023/21500 от 16.11.2023 и РЗН 2023/20204 от 12.05.2023 с классом потенциального риска применения - 1 противоречит п. 5.2.3 ГОСТа 51088-2013 и п. 5.4.3.1, подп. "б" п. 5.2.1.1, п. 3.4 ГОСТа 31508-2012, согласно которым медицинские манипуляции в обязательном порядке проводятся в медицинских перчатках с классом потенциального риска применения 2а.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпром" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 января 2024 г. N 047/06/49-45/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024