Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.01.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"__" Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"__"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__"Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1":
- "__"С.М., действующая на основании доверенности от 27.12.2023 года б/н;
- "__"А.Д., действующая на основании доверенности от 15.12.2021 года б/н,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__"Э.Ш., действующая на основании доверенности от 29.01.2024 года N 1,
от Общества с ограниченной ответственностью "Вирапром" (далее ООО "Вирапром"):
- "__"Е.Б., действующая на основании доверенности от 09.01.2024 года;
- "__"Е.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2024 года,
10.01.2024 года в рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 11.01.2024 года 15 часов 00 минут,
рассмотрев жалобу (вх. N 5003-ЭП/23 от 27.12.2023 года) ООО "Вирапром" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544 "Поставка системы вызова помощника для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2024 год", начальная (максимальная) цена контракта: 256 067, 64 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки положений извещения электронного аукциона N 0112200000823004544 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером 202300187300000573.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Вирапром" в описании объекта закупки совокупность технических характеристик товара не позволяет поставить ни один товар, подходящий под техническое задание, кроме товаров единственного производителя - определенной модели оборудования единственного производителя - Тифлоцентра ООО "Вертикаль" с приложением сравнительной таблицы и ссылками на их описание в сети Интернет.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" поступили запрошенные документы (вх. N 16-ЭП/24 от 09.01.2024), в частности сравнительная таблица о наличии 3 производителей кнопки вызова помощника, соответствующих требованиям описания объекта закупки: ООО "Вертикаль" (Россия), EASTWAY INTERNATIONAL (HK) LIMITED, Китай, Yantai Liyuan Electronic Science and Technology Co., ltd, Китай.
Представители ООО "Вирапром" поддержали письменные доводы жалобы в полном объеме.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки соответствует требованиям законодательства контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась и поддержала доводы заказчика.
10.01.2023 в целях соблюдения прав участников рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 11.01.2023 15 часов 00 минут, ООО "Вирапром" была направлена сравнительная характеристика заказчика в целях возможности представления дополнительных доказательств.
После объявленного перерыва ООО "Вирапром" представило дополнения к жалобе (вх. N 57-ЭП/24 от 11.01.2023), в соответствии с которыми по имеющейся в открытом доступе сети Интернет информации компании EASTWAY INTERNATIONAL (HK) LIMITED, Китай и Yantai Liyuan Electronic Scienceand Technology Co., ltd, Китай, не производят кнопки в стальном корпусе, техническая документация (паспорта и т.п.), подтверждающие соответствие кнопок, производимых указанными компаниями с необходимыми заказчику характеристиками, в открытом доступе отсутствует и заказчиком не предоставлялась.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N0112200000823004544 "Поставка системы вызова помощника для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2024 год", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
19.12.2023 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544 "Поставка системы вызова помощника для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2024 год", начальная (максимальная) цена контракта: 256 067, 64 рублей.
21.12.2023 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544 "Поставка системы вызова помощника для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2024 год", начальная (максимальная) цена контракта: 256 067, 64 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544 заказчиком является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1".
Согласно протоколу торгов от 27.12.2023 участником закупки под N 2030659 предложено минимальное ценовое предложение в размере 254 787, 30 рублей, участниками закупки под N 2027914, 2031143 ценовые предложения не поданы.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000823004544 от 24.03.2023 принято следующее решение:
Номер заявки |
Порядковый номер |
Решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении, или об отклонении заявки |
2030659 |
1 |
Соответствует |
2027914 |
2 |
Соответствует |
2031143 |
3 |
Соответствует |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017.
Подпунктом 1 пункта 5.1 раздела 5 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту 1 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
Подпунктом 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка определено, что уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
На основании изложенного, заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" несет ответственность за разработку извещения об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в части описания объекта закупки и проекта контракта (договора).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в извещении о закупке, в том числе:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях (пункт 1):
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт N 2).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В свою очередь, невозможность участия в закупке какого-либо заинтересованного лица, а равно отсутствие у каких-либо заинтересованных лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2019 по делу N А19-12265/2018).
Кроме того, в силу положений Правил использования с учетом того, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки, позиции каталога, подлежащие применению, определяются заказчиком самостоятельно при формировании конкретного объекта закупки.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2020 N 24-05-08/20208.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара установлены в описании объекта закупки (Техническое задание), являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544, а именно:
N п/п |
Наименование товара |
Общая сведения |
Характеристики |
|
|
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Обоснование необходимости использования |
|||
1 |
Кнопка вызова персонала. Система вызова помощника из туалета для инвалидов колясочников |
Код позиции КТРУ: 27.90.10.000-00000005 Единица измерения: штука
Количество:11 |
Комплект |
Беспроводная кнопка вызова |
|
Количество беспроводных кнопок вызова в комплекте |
1 Штука |
|
|||
Контрастное исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Антивандальное исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Влагонепроницаемое исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Наличие индикации беспроводной кнопки вызова |
Световая |
|
|||
Наличие индикации беспроводной кнопки вызова |
Звуковая |
|
|||
Наличие информационных надписей шрифтом Брайля для каждой беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Наличие усилителя сигнала вызова |
нет |
|
|||
Наличие функции голосовой связи между приемником сигнала и каждой беспроводной кнопкой вызова |
нет |
|
|||
Наличие функции определения расположения беспроводной кнопки вызова, с которой поступил вызов |
да |
|
|||
Наличии функции регулировки громкости |
да |
|
|||
* Дополнительные характеристики Основание: |
|
|
|||
Комплект Беспроводная кнопка вызова, приемник сигнала |
соответствие |
Поставка комплекта для полной работоспособности системы |
|||
визуальная индикация посредством встроенной LED подсветки |
да |
Для визуального оповещения лиц с ограниченными возможностями |
|||
кратковременная вибрация с целью информирования тотально слепых и плохо видящих людей о работоспособности устройства |
да |
Для извещения слепых и плохо видящих пациентов, т.к. они не могут видеть световую индикацию. |
|||
стальной корпус |
да |
Для минимизации риска порчи и разрушения |
|||
шнурок для вызова |
да |
Для удобства использования инвалидами-колясочниками и на случай падения пациента |
|||
электронный журнал регистрации |
|
Для регистрации очередности вызовов |
|||
Дальность передачи сигнала |
|
Для установки в необходимых местах |
|||
2 |
Кнопка вызова персонала. Уличные кнопки вызова персонала для инвалидов антивандальные с сенсорной зоной активации |
Код позиции КТРУ: 27.90.10.000-00000005 Единица измерения: штука
Количество:8 |
Комплект |
Беспроводная кнопка вызова |
|
Комплект |
Приемник сигнала |
|
|||
Количество беспроводных кнопок вызова в комплекте |
1 Штука |
|
|||
Антивандальное исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Влагонепроницаемое исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Контрастное исполнение беспроводной кнопки вызова |
да |
|
|||
Наличие индикации беспроводной кнопки вызова |
Световая |
|
|||
Наличие индикации беспроводной кнопки вызова |
Звуковая |
|
|||
Наличие информационных надписей шрифтом Брайля для каждой беспроводной кнопки вызова |
нет |
|
|||
Наличие усилителя сигнала вызова |
нет |
|
|||
Наличие функции определения расположения беспроводной кнопки вызова, с которой поступил вызов |
да |
|
|||
Наличии функции регулировки громкости |
да |
|
|||
* Дополнительные характеристики Основание: |
|
|
|||
Дальность передачи сигнала |
|
Для установки в необходимых местах |
* Характеристики отсутствуют в КТРУ. Заказчиком в соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены дополнительные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленного Заказчиком требованиям.
27.12.2023 письмом (исх. N ФХ/4410/23) Тывинского УФАС России от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" запрошены сведения о не менее 2 (двух) производителях системы вызова помощника, соответствующих требованиям описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823004544.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" сопроводительным письмом (вх. N 16-ЭА/24 от 09.01.2024) представлена сравнительная таблица о соответствии требованиям описания объекта закупки 3 производителей кнопки вызова помощника: ООО "Вертикаль" (Россия), EASTWAY INTERNATIONAL (HK) LIMITED, Китай, Yantai Liyuan Electronic Science and Technology Co., ltd, Китай, что также подтверждается завками на участие в электронном аукционе N 0112200000823004544 признаными соответствующими требованиям извещения электронного аукциона N 0112200000823004544, предложивших товары 3 разных производителей, таких как: ООО "Вертикаль", EASTWAY INTERNATIONAL (HK) LIMITED и Yantai Liyuan Electronic Scienceand Technology Co., ltd.
В свою очередь, ограничения и запреты к поставке товаров из иностранных государств в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе извещением N 0112200000823004544 не установлены.
При этом, дополнения к жалобе представленные ООО "Вирапром" (вх. N 57-ЭП/24 от 11.01.2023) о том, что согласно сведениям, взятым из сети Интернет EASTWAY INTERNATIONAL (HK) LIMITED, Китай и Yantai Liyuan Electronic Scienceand Technology Co., ltd, Китай, не производят кнопки в стальном корпусе, не могут приняты Тывинским УФАС России как доказательства в обоснование доводов жалобы, так как, информация, размещенная на сайте производителя или продавца, не может быть признана допустимым доказательством, поскольку такая информация на момент рассмотрения заявок участников закупки может быть неактуальна, а также, учитывая, отсутствие обязанности у хозяйствующих субъектов на размещение информации о производимых ими товарах на каких-либо сайтах, характеристики товаров, указанные на сайтах производителей товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2018 по делу N А60-38386/2017.
Ссылка ООО "Вирапром" на решения комиссий антимонопольных органов и судов отклоняется, поскольку выводы антимонопольных органов, сделанные в рамках иных дела, не являются преюдициальными и имеют иные фактические обстоятельства.
Таким образом, со стороны ООО "Вирапром" не представлены документы, подтверждающие недостоверность показателей, указанных в сравнительной таблице заказчика, а равно доказательств, свидетельствующих о том, что техническим характеристикам заказчика соответствует единственный производитель кнопки вызова помощника.
Поскольку заказчиком представлены доказательства, свидетельствующие о наличии не менее двух производителей кнопки вызова, соответствующие требованиям описания объекта закупки, установленным извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823004544 (техническое задание), доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вирапром" необоснованной.
Председатель Комиссии |
Ф.А. "__" |
Члены Комиссии |
С.С. "__"
Ч.Г. "__"
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 января 2024 г. N 017/06/105-112/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024