Резолютивная часть решения объявлена 10.01.2024 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15.01.2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее - УФНС России по Республике Тыва, государственный заказчик):
- "..." действующий на основании доверенности от 09.01.2024,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Открытого акционерного общества "Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков Республики Тыва" (далее - ОАО "Тувагражданпроект", общество),
рассмотрев обращение (вх. N 4991/23 от 26.12.2023) УФНС России по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в
отношении ОАО "Тувагражданпроект" (667000, Республики Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских Добровольцев, д. 2, ИНН: 1701038710, КПП: 170101001, ОГРН: 1051700529462, дата присвоения ОГРН 07.10.2005), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021, заключенного по итогам открытого конкурса N 0312100005921000016 "Выполнение проектно-изыскательских работ объекта капитального строительства "Строительство административного здания для размещения территориальных органов ФНС России по Республике Тыва г. Кызыл", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 27.12.2023 N 327/23 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки открытого конкурса N 0312100005921000016.
В заседании Комиссии Тывинского УФАС России 09.01.2024 был объявлен перерыв до 10.01.2024 17 часов 00 минут в связи с поступившим устным ходатайством генерального директора ОАО "Тувагражданпроект" об отложении дела (телефонограмма N 1-1т от 09.01.2024), о чем стороны уведомлены письмом от 09.01.2024 N ФХ/6/24.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ОАО "Тувагражданпроект" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении, и пояснил, что общество не исполнило свои обязательства по государственному контракту N 1П-17/2021 от 10.06.2021 года в установленные сроки, что подтверждается двумя отрицательными заключениями государственной экспертизы с многочисленными замечаниями.
Согласно письменным пояснениям ОАО "Тувагражданпроект" (вх. N 42-ЭП/24 от 10.01.2024) следует, что несовременное исполнение обязательств связано с нарушением государственным заказчиком пункта 6.1.1 государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021, а именно исходные данные, в том числе на земельный участок, переданы генпроектировщику со значительной задержкой.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-61/2023, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - УФНС России по Республике Тыва в ЕИС 03.06.2022 размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0312100005921000016 "Выполнение проектно-изыскательских работ объекта капитального строительства "Строительство административного здания для размещения территориальных органов ФНС России по Республике Тыва г. Кызыл" начальная (максимальная) цена контракта: 6 613 700,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0312100005921000016 от 27.05.2021, до окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки:
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) открытого конкурса N 0312100005921000016 от 27.05.2021 года:
Номер заявки |
Наименование участника |
Предлагаемая итоговая цена |
Оценка заявки |
|
Итоговый бал по заявке |
Порядковый номер заявки по результатам оценки |
|||
209 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРЕСТИЖ - ЛТФ" |
5945000.00 |
60.00 |
3 |
146 |
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА" |
6200000.00 |
97.53 |
1 |
37 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС ДКМ" |
6613700.00 |
66.43 |
2 |
Согласно протоколу подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя) открытого конкурса N 0312100005921000016 от 27.05.2021 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению открытого конкурса N 0312100005921000016, победителем признан участник закупки N 146 (ОАО "Тувагражданпроект").
10.06.2021 между УФНС России по Республике Тыва и ОАО "Тувагражданпроект" заключен государственный контракт N 1П-17/2021 "Выполнение проектно-изыскательских работ объекта капитального строительства "Строительство административного здания для размещения территориальных органов ФНС России по Республике Тыва г. Кызыл".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.1 государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 принято 11.12.2023 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 12.12.2023, о чем ОАО "Тувагражданпроект" извещено 12.12.2023.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 23.12.2023, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 12.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 11.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 является не выполнение исполнителем своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 генпроектировщик обязуется в установленный Контрактом срок собственными или привлеченными силами выполнить проектно-изыскательские работы (далее - "Работы") объекта капитального строительства "Строительство административного здания для размещения территориальных органов ФНС России по Республике Тыва, г. Кызыл" (далее - "Объект") и передать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их результат.
Пунктом 4.3 государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 предусмотрено, что "Дата окончания выполнения Работ по Контракту - до "28" февраля 2022 года."
Дополнительным соглашением N 1 от 04.02.2022 к государственному контракту N 1П-17/2021 от 10.06.2021 срок выполнения работ сторонами определен до 30.04.2022.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов (вх. N 42-ЭП/24 от 10.01.2024) со стороны ОАО "Тувагражданпроект" предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта в период всего срока его действия и за пределы установленного срока.
В частности, согласно представленной в материалы дела (вх. N 5035-ЭП/23 от 28.12.2023) переписке государственного заказчика с обществом следует, что обществом совершались активные действия по исполнению его условий, в том числе по передаче проектно-сметной документации заказчику, при отрицательном заключении государственной экспертизы проектно-сметная документация повторно направлялась для экспертизы.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ОАО "Тувагражданпроект" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения подрядчиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ОАО "Тувагражданпроект" осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва в отношении Открытого акционерного общества "Проектный институт гражданского строительства планировки и застройки городов и поселков Республики Тыва" (667000, Республики Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских Добровольцев, д. 2, ИНН: 1701038710, КПП: 170101001, ОГРН: 1051700529462, дата присвоения ОГРН 07.10.2005 года), его генерального директора "..." (ИНН: "...") и учредителя "..." (ИНН: "..."), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021, заключенного по итогам открытого конкурса N 0312100005921000016 "Выполнение проектно-изыскательских работ объекта капитального строительства "Строительство административного здания для размещения территориальных органов ФНС России по Республике Тыва г. Кызыл" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 января 2024 г. N 017/06/104-61/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024