На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "ГИАЦ МВД России" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверов виртуализации для ФЦОД МВД России (ЦОД "Нагорная") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100127221000022) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 09.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.01.2024.
В соответствии с Извещением, документацией об электронном аукционе (далее - Документация), протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.05.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 500 523 410 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.06.2021;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 17.06.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 4 заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации и Извещения;
10) победителем Аукциона признано ООО "БИЗНЕС СИСТЕМА ТЕЛЕКОМ" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта 152 659 640,05 руб.;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 29.06.2021 N 0373100127221000022 (реестровый номер ЕИС - 1772773937221000020).
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения Извещения) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог),а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования Каталога) (в редакции, действующей на дату размещения Извещения), установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования Каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил использования Каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Перечень, Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно сведениям ЕИС Извещение размещено в ЕИС - 28.05.2021, при этом позиция Каталога 26.20.14.000-00000188 "Сервер", включенная в Каталог 03.08.2018 (далее - Позиция), обязательна для применения с 17.03.2021.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
Объектом Аукциона является поставка серверов виртуализации с кодом ОКПД2 26.20.14.000, при этом вышеуказанный код ОКПД2 включен в Перечень.
Согласно описанию объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью Документации (далее - Описание объекта закупки), Заказчиком установлено требование к характеристике товара "Интерфейс подключения VGA, SFP28, SFP+, QSFP, RJ45, SATA, SAS".
Вместе с тем в соответствии с Позицией для характеристики "Интерфейс подключения" предусмотрен выбор значения в виде COM (RS-232), DVI, DisplayPort, M.2, QSFP28, RJ45, SAS, SATA, SFP, USB, VGA, XFP.
При этом Позиция не содержит значения характеристики "Интерфейс подключения" как SFP28, SFP+, QSFP.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указание дополнительных потребительских свойств объекта закупки, отсутствующих в Каталоге, связано с тем, что значения характеристик Позиции Каталога не отражают в полном объеме потребность Заказчика.
Комиссия обращает внимание, что в случае установления заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствии с Постановлением N 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, действует запрет на указание дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств объекта закупки, которые не предусмотрены в позиции Каталога.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление N 878.
Пунктом 3 Постановления N 878 (в редакции, действующей на дату размещения Извещения) установлено, что подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено,документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Вместе с тем пунктом 6 части 2.2 требований к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, являющимися неотъемлемой частью Документации (далее - Требования к содержанию и составу заявки), установлено требование о наличии в составе заявки участника документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе,в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 6 части 2.2 Требований к содержанию и составу заявки, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование о наличии в составе заявки на участие в Аукционе конкретных документов и информации, предусмотренной Постановлением N 878, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии,что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснения положений Документации от 10.06.2021, содержащий вопрос о содержании первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Запрос).
В ответ на Запрос в ЕИС размещено разъяснение от 15.06.2021 NРД6,в соответствии с которым сообщается, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе предусматривает согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Вместе с тем подпунктом "б" пункта 2 части 2 Требования к содержанию и составу заявки установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Кроме того, в части 3.3 Требований к содержанию и составу заявки указано, что конкретные показатели заполняются в соответствии с частью VI. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является поставка товара, в связи с чем участнику Аукциона в составе первой части заявки необходимо представить согласие участника Аукциона на поставку товара и конкретные характеристики товара, ответ на Запрос Заказчиком дан некорректно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснение положений Документации, изменяющие ее суть, не соответствуют части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30
КоАП РФ.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 15.01.2024 по делу N П-2/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 января 2024 г. N П-2/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2024