На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Ситиматик-Волгоград" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 27.10.2023 N 8700/2023 на выполнение работ по ликвидации ТКО на территории Волгоградской области, образовавшихся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (реестровый номер контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2344210303023000048) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при заключении Контракта.
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом определена цена контракта, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно заключен Контракт с ООО "ЭкоЦентр" как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при заключении Контракта Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 09.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.01.2024.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, отходами I и II классов опасности, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом пунктом 1 статьи 1 Закона об отходах установлено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Также пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Пунктом 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:
- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
- тариф на обработку ТКО;
- тариф на обезвреживание ТКО;
- тариф на захоронение ТКО;
- тариф на энергетическую утилизацию.
Исчерпывающий перечень расходов, учитываемых в составе единого тарифа на услугу регионального оператора, установлен пунктами 85 и 87 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, и включает в себя расходы регионального оператора на сбор и транспортирование ТКО, расходы на заключение и обслуживание договоров, сбытовые расходы, а также расходы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО и в городах федерального значения расходы на оказание комплексной услуги по обращению с ТКО в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Согласно пункту 6 статьи 29.1 Закона об отходах орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, вправе без проведения конкурсного отбора присвоить в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти, статус регионального оператора на срок, не превышающий одного года с даты присвоения статуса регионального оператора, и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Законом об отходах присвоен статус регионального оператора,а при отказе такого юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Пунктом 89(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", установлено, что в случае присвоения статуса регионального оператора и заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 29.1 Закона об отходах, в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора, до утверждения в установленном порядке тарифов применяются единые тарифы, установленные для регионального оператора, досрочно прекратившего деятельность.
Согласно сведениям ЕИС Контракт заключен Заказчиком с ООО "ЭкоЦентр" на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по цене 125 079 473, 70 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ по ликвидации ТКО на территории Волгоградской области, образовавшихся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание) и спецификацией (приложение N 4 к Контракту) (далее - Работы).
Согласно Техническому заданию подрядчик по Контракту должен произвести сбор, транспортирование, захоронение ТКО на территории Волгоградской области, образовавшейся от предыдущей деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, с территорий мусороперегрузочных станций, расположенных в г. Фролово, Иловлинском, Калачевском, Киквидзенском, Кумылженском, Новоаннинском, Серафимовичском, Чернышковском муниципальных районах Волгоградской области (далее - Мусороперегрузочные станции).
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком неправомерно заключен Контракт, поскольку выполнение Работ по Контракту является обязанностью регионального оператора по обращению с ТКО.
На заседании Комиссии установлено, что постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" установлено, что Заказчик является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Волгоградской области,а также организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что приказом Заказчика от 12.07.2023 N 985-ОД Заявитель с 14.07.2023 лишен статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, ввиду нарушения периодичности вывоза ТКО Заявителем с внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Дополнительно представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что приказом Заказчика от 18.07.2023 N 1022-ОД "О присвоении ООО "ЭкоЦентр" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области" (далее - Приказ N 1022-ОД) статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 01.08.2023 присвоен ООО "ЭкоЦентр" на основании пункта 6 части 29.1 Закона об отходах.
Так, на основании Приказа N 1022-ОД между Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и ООО "ЭкоЦентр" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области от 18.07.2023 (далее - Соглашение), определяющее в том числе права и обязанности сторон соглашения, описание границы зоны деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 1.3 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО
на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На заседании Комиссии установлено, что Мусороперегрузочные станции включены в территориальную схему обращения с отходами на территории Волгоградской области, утвержденной приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 20.10.2023 N 1522-ОД
(далее - Схема).
Так, согласно Схеме ТКО поступает, в том числе на Мусороперегрузочные станции, затем на объекты размещения отходов (полигоны).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что региональный оператор ООО "ЭкоЦентр" в рамках Соглашения обязан соблюдать Схему,и следовательно, транспортировать ТКО с территории мусороперегрузочных станций, так как расходы на транспортирование ТКО учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика,неправомерно заключившего Контракт на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 16.01.2023 по делу N П-1/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2024 г. N П-1/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024