На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "ПО "Маяк" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 25.12.2023 N ЦА-1223/11.1 на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство объекта 620" (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1770641334823000164) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 12.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.01.2024.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы,для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком с ООО "ПРЭХ ГХК" (далее - Единственный исполнитель) заключен Контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена которого составила 1 819 628 798,86 руб.
Заказчиком 25.12.2023 в адрес ФАС России (вх. от 26.12.2023 N 206974/23) направлено уведомление о заключении Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование) в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно Обоснованию и представленным Заказчиком на заседание Комиссии материалам закупка на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществлена для предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с невозможностью хранения остеклованных жидких высокоактивных отходов, образующихся при изготовлении и наработке сырья для изготовления ядерных зарядов, а также в связи с исполнением Заказчиком Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2015 N 1248.
При этом Заказчик в Обосновании указывает, что у Заказчика имеется хранилище ядерных отходов с ресурсом сводных емкостей в количестве 336. Вместе с тем данный объем может вместить в совокупности 986 тонн ядерных отходов.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили,что в соответствии с пунктом 21 раздела 6 проектной документации "Строительство хранилища остеклованных высокоактивных отходов, включая проектные и изыскательские работы, федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" (г. Озерск, Челябинская область) общий срок готовности "Строительство объекта 620" к эксплуатации составляет не менее, чем 2 года 8 месяцев.
На заседании Комиссии установлено, что Контракт заключен в соответствии с Соглашением от 10.02.2020 N К.4ч.2.1.1-2.20.3С002 о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации (далее - Соглашение).
Так, в соответствии с пунктом 1.1. Госкорпорация "Росатом" передает на безвозмездной основе, а ФГУП "ПО "Маяк" принимает полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Госкорпорация "Росатом" средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект государственной собственности Российской Федерации.
Комиссией установлено, что 04.12.2022, 25.07.2023, 07.11.2023 Госкорпорацией "Росатом", Заказчиком проведены конкурентные закупки с идентичным Контракту предмету:
- электронный аукцион с номером извещения 0569100000323000009 на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство объекта 620" с начальной (максимальной) ценой контракта 2 303 548 319,60 руб. (далее - Аукцион N 1);
- электронный аукцион с номером извещения 0569100000322000013 на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство объекта 620" с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 247 939 069,20 руб.
(далее - Аукцион N 2);
- электронный аукцион с номером извещения 0569100000323000020 на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство объекта 620" с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 819 628 798,86 руб.
(далее - Аукцион N 3).
Комиссией установлено, что Аукционы NN 1 - 2 признаны несостоявшимися в соответствии пунктами 1, 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем по Аукциону N 3 комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 15.12.2023 N 23/44/93/358 в результате рассмотрения обращения Госкорпорации "Росатом" о согласовании заключения контракта с Единственным исполнителем, согласно которому в действиях Госкорпорации "Росатом", Заказчика выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении обязательных разделов проектной документации, предусмотренных Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, в связи с чем комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение об отказе Госкорпорации "Росатом", Заказчику в согласовании заключения контракта по итогам проведения Аукциона N 3.
При этом Комиссия обращает внимание, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Кроме того, Комиссия отмечает, что правовая специфика способа закупки, установленного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предопределена неконкурентным характером соответствующих правоотношений,а также срочностью и неотложностью оснований, обуславливающих проведение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что заключение Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является неправомерным, поскольку условия и обстоятельства для его заключения не соответствует исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 17.01.2024 по делу
N П-3/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2024 г. N П-3/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024