Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Комитета по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" о включении ООО "Агротон" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N
0160300057323000029 "Выполнение работ по разработке проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", середина XIX века; 1950 1970 годы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева".
УСТАНОВИЛА:
12.01.2024 Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Агротон" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300057323000029 "Выполнение работ по разработке проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", середина XIX века; 1950 - 1970 годы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
19.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0160300057323000029 "Выполнение работ по разработке проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", середина XIX века; 1950 1970 годы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева".
Заказчиком Аукциона является Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 931 400,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2023 NИЭА1 ООО "Агротон" (далее Подрядчик, Общество) признано победителем Аукциона.
16.10.2023 между Комитетом по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" и ООО "Агротон" заключен муниципальный контракт N 0160300057323000029 на выполнение работ по разработке проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", середина XIX века; 1950 1970 годы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева".
В соответствии с п. 2.1 Контракта Предметом Контракта является выполнение работ по разработке проекта требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", середина XIX века; 1950 - 1970 годы, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева" (далее - Работы).
Пунктом 4.2 Контракта установлен срок выполнения Работ: в течение 30 рабочих дней с даты подписания контракта
В соответствии с пунктом 13.1 Контракта срок действия контракта - до
29.12.2023.
Согласно п. 5.1. Контракта приемка Заказчиком выполненных работ включает в себя:
а) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных
документов в соответствии с условиями контракта;
б) проверку наличия необходимых сведений в документе о приемке, предусмотренные п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;
в) проверку по качеству, объему выполненных работ требованиям, изложенным
в настоящем контракте.
Согласно п. 5.2. Контракта для проверки результатов выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 5.3 Контракта установлено, что в случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненной работы Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с п. 5.6 Контракта не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
2) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
5.7. В случае получения в соответствии с пп. 2 п. 5.6. контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
5.8. Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Пунктом 12.1 предусмотрено расторжение Контракта по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 12.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе по следующим основаниям:
- В случае, если Подрядчик не приступил своевременно к исполнениюконтракта или выполняет работы таким образом, что окончание их к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
- В случае неисполнения Подрядчиком обязанностей, предусмотренныхконтрактом, или нарушения условий исполнения контракта, если в установленный Заказчиком срок такие нарушения Подрядчиком не устранены или нарушения являются существенными и неустранимыми;
- Нарушение сроков (этапов) выполнения работ.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
29.12.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 29.12.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 29.12.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 08.01.2024.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе было принято в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных Контрактом.
27.11.2023 Подрядчик разместил через личный кабинет в ЕИС "Документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг: Акт приема-передачи к муниципальному контракту N 0160300057323000029 от 16.10.2023".
25.12.2023 по результатам рассмотрения представленных документов Заказчиком принято решение об отказе в приемке работ. Мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ направлен в адрес Подрядчика 25.12.2023.
27.12.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено уведомление с предложением устранить недостатки, указанные в мотивированном отказе в приемке работ.
Подрядчиком причины, послужившие основанием принятия решения об отказе в приемке работ и направления мотивированного отказа от подписания документа о приемке выполненных работ, не устранены.
Из пояснений представителя Общества следует, что 08.11.2023 Подрядчик завершил работы по разработке проекта и, руководствуясь Техническим заданием, направил его для проведения государственной историко - культурной экспертизы в установленном законом порядке.
В период с 09.11.2023 по 24.11.2023 была проведена историко - культурная экспертиза, Подрядчиком было получено положительное заключение.
27.11.2023 Подрядчик передал Заказчику готовый результат работ вместе с положительным актом государственной историко - культурной экспертизы.
Представитель Общества также пояснил, что Заказчик, опубликовав в Единой информационной системе мотивированный отказ от приемки работ в последний день срока, предусмотренного п. 5.6 Контракта, вопреки требованиям п. 5.7 Контракта не предоставил Подрядчику срок для устранения выявленных им нарушений условий Контракта.
29.12.2023, то есть через три дня после опубликования мотивированного отказа от приемки работ, в котором Заказчик указал на многочисленные нарушения условий Контракта и при этом не обозначил срок для их устранения, им было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Агротон" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Агротон" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Комитетом по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношении ООО "Агротон" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 января 2024 г. N 64-11
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024