Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Черновой Е.В. на действия Заказчика Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 2060500000123001326 "Оказание юридических услуг (услуг по подготовке, распечатке и подаче в судебные органы заявлений о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт) для нужд Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области на 2024 год",
УСТАНОВИЛА:
14.01.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Черновой Е.В. на действия Заказчика Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 2060500000123001326 "Оказание юридических услуг (услуг по подготовке, распечатке и подаче в судебные органы заявлений о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт) для нужд Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области на 2024 год" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части установления порядка оценки, не соответствующего Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604).
Представитель Заявителя явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, извещен о дате и месте рассмотрения надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком по данному Конкурсу является Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 920 000,00 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлен детализирующий показатель оценки, не соответствующий п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, а также Постановлению Правительства N2604.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно приложению N4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком установлен критерий оценки ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно детализирующему показателю оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено:
"Оценке подлежит общая цена исполненных участником закупки
договоров, за последние 5 (пять) лет до даты размещения Извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме, предмет которых связан с предметом контракта на оказание юридических услуг (услуг по подготовке, распечатке и подаче в судебные органы заявлений о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт) для нужд Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- копии исполненных контрактов и (или) договоров,
- копии акта (актов) приемки оказанных услуг, составленные при исполнениитакого контракта (контрактов) являющегося (являющихся) фактом оказанных и принятых услуг, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Последний акт, составленный при исполнении контракта и (или) договора должен быть не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки, в том числе с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
Довод жалобы об ограничении участников закупок, предметом исполнения контрактов которых является опыт выполнения работ в других регионах и у других заказчиков, не обоснован, так как Заказчиком указано на сопоставимость характера договоров/контрактов, а не исключительно контрактов на оказание юридических услуг для нужд Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлен показатель оценки о квалификации участников закупки.
Согласно приложению N4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком установлен критерий оценки ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно детализирующему показателю оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено:
"Наличие у участника закупки специалистов, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности - 9 лет (включительно) и более"
Оценке подлежит количество специалистов, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности - 9 лет (включительно) и более.
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренныестатьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии спрофессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
К оценке принимаются документы, подтверждающие наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
Согласно п.22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в данном случае отсутствует функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов.
Согласно Письму ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23 заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Положения, профессиональных стандартов, а также с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки.
При этом установленное заказчиком содержание показателя, раскрывающее соответствующий критерий оценки, в том числе информация и документы, не должны приводить к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Установление данного показателя критерия оценки обусловлено потребностью Заказчика, так как согласно пояснениям представителя Заказчика, предмет конкурса связан с оказанием юридических услуг, а именно с подготовкой 40 000 заявлений о вынесении судебных приказов, в связи с чем важно наличие в штате квалифицированных юристов. Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Заявитель явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, пояснения Заказчика не опроверг.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Черновой Е.В. на действия Заказчика Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 2060500000123001326 "Оказание юридических услуг (услуг по подготовке, распечатке и подаче в судебные органы заявлений о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт) для нужд Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области на 2024 год" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 января 2024 г. N 064/06/42-45/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024