На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) от 12.01.2024 N 3/24, поступившего поручения ФАС России о проведении внеплановой проверки по обращению АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" АНО "ЦКИТ" (вх. от 29.12.2023 N 5348-ЭП/23), инспекция Бурятского УФАС по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя инспекции - , врио руководителя управления,
Членов инспекции:
, заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
проведя внеплановую проверку в отношении Республиканского агентства по государственным закупкам (далее -Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на приобретение пакета офисных программ, номер извещения 0102200001623001939 (далее -Закупка), в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя Заказчика - (доверенность от 09.01.2024 N 01),
УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 года в Единой информационной системе (далее -ЕИС) было опубликовано извещение о проведении Закупки, номер извещения - 0102200001623001939. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 050 000.0 рубля.
В обращении АНО "ЦКИТ" указано, что при описании объекта закупок Заказчиком было указано конкретное наименование иностранного ПО: Microsoft Office Professional Plus 2021. При этом в едином реестре российского ПО и (или) едином реестре евразийского ПО содержатся сведения о российских и евразийских аналогах закупаемого иностранного ПО, в том числе "Мой Офис", "Р7-офис", "Doczilla", "FreshDoc", "Dr.Explain" и др. Размещенное Заказчиком обоснование невозможности соблюдения запрета не позволяет однозначно говорить о том, что российское ПО является неконкурентоспособным, поскольку не произведено сравнение характеристик по каждому ПО.
На заседании Инспекции представитель Заказчика дала пояснения, что в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, установленного в соответствии с Постановлением N 1236 в приложении к техническому заданию Заказчиком определен класс программного обеспечения - Офисные приложения (таблица N1), требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки (Таблица N2), анализ позиций, содержащихся в реестре российского ПО, которые по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, не соответствует установленным Заказчиком требованиям по ПО (таблица N3).
Инспекция Бурятского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований Закона о контрактной системе ввиду следующего:
Согласно требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 "О контрактной системе" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 "О контрактной системе" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Описание объекта закупки выполнено в соответствии с правилами использования КТРУ.
Заказчиком в приложениях к Техническому заданию в таблицах 1, 2, 3 дано обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки. В частности, по номерам реестровой записи и названию программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:
г) Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным государственным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки:
Таблица N3
Порядковый номер реестровой записи и название программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных |
Номера функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик из Таблицы N5, по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям: |
N 88 МойОфис Профессиональный |
10, 11, 12, 13, 15, 16 |
N 283 МойОфис Стандартный |
10, 11, 12, 13, 15, 16 |
N 73 МойОфис Почта |
10, 11, 12, 13, 15, 16 |
N 7114 AlterOffice |
10, 11, 12 ,13, 15 |
N 6136 МойОфис Таблица |
2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 16 |
N 6135 МойОфис Текст |
4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 16 |
N 5256 Р7-Офис. Профессиональный (десктопная версия) |
10, 11, 12, 13, 15, 16 |
По доводу АНО "ЦКИТ" об отсутствии сравнения с ПО "Doczilla", "FreshDoc", "Dr.Explain" и др. дала пояснения, что такие ПО не соответствуют требуемому Заказчиком объему функций ПО и не позволяют сопоставить указанное ПО ввиду отсутствия требуемых функций. Указанное обстоятельство отражено в Техническом задании. Эквиваленты на закупаемое ПО не предусмотрены, поскольку система документооборота реализована на базе программы Microsoft Office и обеспечить совместимость системы и отечественных программ в настоящее время не представляется возможным, при этом ведется работа по переходу на отечественное программное обеспечение.
Представители АНО "ЦКИТ" на заседание не явились, иных доводов не представили.
Таким образом, Инспекция Бурятского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
Нарушений требований законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на приобретение пакета офисных программ, номер извещения 0102200001623001939, не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения
Руководитель инспекции |
|
|
Члены инспекции |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 января 2024 г. N 003/10/99-13/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024