Резолютивная часть объявлена 17 января 2024 г.
Изготовлено в полном объеме 22 января 2024 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_ |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствие представителей заказчика - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Солнышко" Октябрьского района Курской области (далее - МКДОУ "Детский сад "Солнышко"), с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ХИМИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС" (далее - ООО "ЭНЕРГОХИМ"), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6463108113, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/57/24 от 12.01.2024 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - МКДОУ "Детский сад "Солнышко" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ЭНЕРГОХИМ" (адрес: 105318, г. Москва, Семёновская пл., д. 7, к. 17; ИНН: 7719480246), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 11.01.2024 г. (вх. N93-ЭП/24) поступило обращение заказчика - МКДОУ "Детский сад "Солнышко" о включении сведений в отношении ООО "ЭНЕРГОХИМ" (адрес: 105318, г. Москва, Семёновская пл., д. 7, к. 17; ИНН: 7719480246) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0344300013523000001 от 01.11.2023 по предмету: "Поставка мягкого инвентаря (комплекты постельного белья)" (реестровый номер контракта 34617003827 23 000005).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
22.04.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344300013523000001 для нужд заказчика по предмету: "Поставка мягкого инвентаря (комплекты постельного белья)", проект контракта, ИКЗ: 233461700382746170100100200011392244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 349 285 руб. 87 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "ЭНЕРГОХИМ" (идентификационный номер заявки 164071).
01.11.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - МКДОУ "Детский сад "Солнышко" и ООО "ЭНЕРГОХИМ" был заключён контракт N 0344300013523000001 от 01.11.2023 по предмету: "Поставка мягкого инвентаря (комплекты постельного белья)" (реестровый номер контракта 34617003827 23 000005).
В соответствии с п. 1.1 контракта, поставщик обязуется поставить мягкий инвентарь (комплекты постельного белья) (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) и Техническим заданием (Приложение N2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар, удовлетворяющий условиям настоящего Контракта.
Пунктом 31.2 контракта определены сроки поставки товара, "поставка Товара, указанного в пункте 1.1 настоящего Контракта, осуществляется одной партией в течение 25 (двадцать пять) дней с момента подписания настоящего Контракта".
Таким образом, датой окончания выполнения работ по контракту является - 27.11.2023 г.
Однако, в установленный контрактом срок, товар поставлен не был, в связи с чем, заказчиком были сформированы уведомления (исх. N91 от 28.11.2023, N92 от 04.12.2023) с требованием дать письменные пояснения о сроках поставки товара до 06.12.2023, а также претензия (исх. N93 от 12.12.2023).
В связи с тем, что обязательства по контракту со стороны поставщика исполнены не были в установленный контрактом срок, заказчиком 21.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
27.12.2023 ООО "ЭНЕРГОХИМ" была осуществлена поставка товара, являющегося предметом закупки, в количестве 461 шт., как то предусмотрено условиями контракта. Документы о приёмке также были формированы и размещены в ЕИС поставщиком 27.12.2023.
28.12.2023 заказчиком был сформирован мотивированный отказ в приёмке поставленного товара в связи с выявленными недостатками:
- упаковка товара не соответствовала требованиям контракта;
- поставлено 403 комплекта постельного белья; отдельно поставлены 105 простыней, 107 наволочек, 3 пододеяльника;
- 36 комплектов постельного белья с существенным браком.
Поставщик представил в материалы дела договор N8/11 от 14.11.2023, заключенный с индивидуальным предпринимателем на раскрой, пошив и упаковку детских комплектов постельного белья в количестве 461 шт., являющихся предметом контракта N 0344300013523000001 от 01.11.2023.
Вместе с тем, как указал представитель поставщика, комплекты постельного белья в срок, установленный контрактом N 0344300013523000001 от 01.11.2023 (до 27.11.2023), пошиты не были, в связи с болезнью работников на производстве индивидуального предпринимателя, что также следует из представленного в материалы дела письма индивидуального предпринимателя (исх. N32 от 25.11.2023).
В целях надлежащего исполнения условий контракта, подрядчиком были направлены письма другим производителям по пошиву комплектов детского белья. Однако, обществу поступили письма с отказами в изготовлении комплектов до конца года в связи с большой загруженностью.
Однако, 27.12.2023 ООО "ЭНЕРГОХИМ" все же была осуществлена поставка товара.
В связи с тем, что товар, поставленный 27.12.2023 содержал недостатки, поставщиком 08.01.2024 была осуществлена повторная поставка товара с устраненными недостатками, как указал представитель поставщика.
В то же время, представитель общества сообщил, что поставленный 08.01.2024 товар, принят заказчиком не был.
В подтверждения факта поставки товара 08.01.2024 заказчиком были предоставлены в материалы дела фотографии.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ЭНЕРГОХИМ" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Поскольку, по мнению заказчика, поставщиком в десятидневный срок не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.12.2023 в десятидневный срок, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.12.2023 заказчиком отменено не было.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.7 Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ для одностороннего отказа от исполнения обязательств".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 г. заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", датой поступления ООО "ЭНЕРГОХИМ" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 21.12.2023 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 21.12.2023 г. является датой надлежащего уведомления ООО "ЭНЕРГОХИМ" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 10.01.2024 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В то же время, материалами дела подтверждается, что ООО "ЭНЕРГОХИМ" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, при этом, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении - ООО "ЭНЕРГОХИМ" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Солнышко" Октябрьского района Курской области во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГО-ХИМИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС" (адрес: 105318, г. Москва, Семёновская пл., д. 7, к. 17; ИНН: 7719480246) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 января 2024 г. N РНП-46-814
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024