Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "УБКО" (далее - Заказчик):
ООО "Глав Проект СПб" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33522-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской (извещение N 0372200227523000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской (извещение N 0372200227523000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 099 092,22 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Глав Проект СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Глав Проект СПб" заключен государственный контракт N 0372200227523000007 от 24.03.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 166 610,92 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, а именно:
9.2.1. Подрядчик в течение 5 рабочих дней после заключения Контракта не приступил к выполнению работ;
9.2.2. задержки Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
9.2.3. если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Глав Проект СПб".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской (далее - Работы) в срок с даты заключения Контракта и не позднее 31.10.2023 (п. 2.1 Контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта результатом выполненных по Контракту Работ является соответствующая требованиям Контракта и получившая необходимые согласования проектно-сметная документация объекта.
Согласно п. 2.2.1 Описания объекта закупки (Приложение N 5 к Контракту) результатами работ является разработка проектно-сметной документации, и получение необходимых согласований.
Согласно п. 20 Задания (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки) содержатся требования о порядке проведения согласований. Так, в соответствии с п. 20.4 Подрядчик обязан согласовать документацию с иными заинтересованными ведомствами и организациями в объеме, необходимом и достаточном для начала производства работ согласно требованиям действующих нормативно-правовых документов.
При завершении Работ по Контракту Подрядчик передает Заказчику полный комплект проектно-сметной документации в количестве (п. 4.1.9 Контракта):
- "Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям" 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде на бумажном носителе;
- "Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям" 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде на бумажном носителе;
- "Технический отчет по инженерно-экологическим изысканиям" 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде на бумажном носителе;
- 1 (один) экземпляр на электронном носителе в строгом соответствии с бумажной версией, каждый том отдельным файлом (текстовая часть в формате doc, таблицы в формате xlsx, графическая часть в формате dwg, а также в формате pdf/jpg/mp4.
- раздел "Проект благоустройства элементов благоустройства" с предоставлением заключения КГА о согласовании "проекта благоустройства элементов благоустройства", 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде на бумажном носителе;
- Презентационные материалы, 4 (четыре) экземпляра на бумажном носителе в виде альбома в сброшюрованном виде, а также в электронном формате pdf/jpg.
- Документация, 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде на бумажном носителе;
- электронная версия Документации, 1 (один) экземпляр на электронном носителе в строгом соответствии с бумажной версией, каждый том отдельным файлом (текстовая часть в формате doc, таблицы в формате xlsx, графическая часть в формате dwg, а также в формате pdf/jpg/mp4, сметы в программе Smeta WIZARD).
По состоянию на 06.12.2023 Подрядчиком Работы по Контракту не были выполнены, разработанная и согласованная проектно-сметная документация в адрес Заказчика не представлена.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 9.2 (п.п. 9.2.1) Контракта Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Глав Проект СПб" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика не согласен, считает его необоснованным по следующим основаниям.
31.07.2023 Подрядчик в ответ на требование Заказчика направил письмо с исх. N 122, в котором указал, что им полностью выполнены геодезические работы, а именно:
Проходит согласование проведенной топографической съемки у владельцев инженерных сетей для дальнейшего согласования технического отчета в Геолого-геодезическом отделе Комитета по градостроительству и архитектуре;
Ведется согласование оборудования в СПб ГБУ "Ленсвет";
Продолжается разработка раздела ПЗУ для подачи на получение согласования в Комитете по градостроительству и архитектуре с учетом проведенного общественного обсуждения проекта с местными жителями.
02.10.2023 Подрядчик в ответ на запрос Заказчика направил письмо с исх. N 154, в котором указал о текущем состоянии дел.
02.11.2023 Подрядчик в ответ на запрос Заказчика с исх. N 02-301/23-0-0 от 02.11.2023 направил письмо с исх. N 176, в котором сообщил о ходе выполнения Работ.
06.12.2023 ООО "Глав Проект СПб" направило в адрес Заказчика письмо с исх. N 221, в котором указало что исполнение Контракта находится на финальной стадии.
Относительно Сметы N 1: на создание цифровых инженерно-топографических планов масштаба 1:500 для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова, между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской представитель Участника пояснил, что на создание цифровых инженерно-топографических планов масштаба 1:500 для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории полностью выполнены все геодезические работы, Технический отчет и топографическая съемка согласована и размещена в архивах Геолого-геодезического отдела Комитета по градостроительству и архитектуры 29.09.2023, получены все согласования владельцев инженерных сетей. Работы выполнены на 100%. Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям шифр: 02-ИГИ-23 был передан Заказчику в 4-х экз. на бумажном носителе и в 1 экз. на лавсане (топографическая съемка) 03.10.2023.
По Смете N 2 на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова, между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской представитель Участника пояснил, что Подрядчиком выполнена разработка Эскизного проекта, передана в распечатанном виде презентация эскизного проекта Заказчику 09.06.2023 (так же передана посредством электронной почты 06.06.2023); разработана смета на проведение благоустройства территории (предварительная) выслана и передана Заказчику посредством электронной почты 07.07.2023; завершена разработка раздела ПЗУ, передан Заказчику посредством электронной почты 06.12.2023; раздел ПЗУ находится на согласовании в КГА (вх. N 01-47-69576/23 от 29.11.2023, так же был подан проект с внесенными дополнениями и правками, полученными от исполнителей в КГА вх. КГА N 01-47-71840/23 от 08.12.2023 и в Комитете по Благоустройству: вх. КГА N 01-47-72686/23 от 13.12.2023), а также у владельцев инженерных сетей; выезд специалиста АО "СПП" Пушкинское" был проведен 13.12.2023 (вх. номер: 739 от 25.10.2023).
Таким образом, представитель Участника считает, что на момент заседания Комиссии УФАС проектные работы Подрядчиком выполнены на 100%, Подрядчик ожидает согласования контролирующих органов.
Относительно Сметы N 3 на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по устройству наружного освещения территории по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, сквер б/н на ул. Вячеслава Шишкова, между д. 32/15 и д. 99 по ул. Ленинградской представитель Участника заявил, что Подрядчиком получены технические условия на разработку архитектурно-художественной оподсветки ГБУ "Ленсвет" (исх. 03-6980/23-0-0 от 31.05.2023); получены технические условия на разработку наружного освещения ГБУ "Ленсвет" (исх: 03-8374/23-0-0 от 29.06.2023); получено согласование о замене оборудования, раннее утвержденного (исх. 03-11082/23-0-0 от 24.08.2023) в СПб ГБУ "Ленсвет", в связи с рекомендацией заместителя Комитета Благоустройства Канунниковой Л. В. (исх. 03-13528/23-0-0 от 11.10.2023); на момент заседания Комиссии УФАС заканчивается разработка проекта наружного освещения, проект будет разработан до 27.12.2023.
Таким образом, по мнению представителя Участника, Подрядчик укладывался в сроки, предусмотренные п. 12.3 Контракта.
18.12.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 236, в котором сообщил о ходе исполнения Контракта.
Так же Подрядчик обратил внимание Заказчика на тот факт, что исполнение обязательств по Контракту напрямую зависит от действий третьих лиц и скорости их согласования.
Таким образом, не смотря на предпринятые Подрядчиком действия по созданию рабочих встреч с представителями согласующих органов, в связи с высокой загруженностью последних, сроки согласования и соответственно сроки исполнения Контракта затянулись по независящим от Подрядчика причинам.
Учитывая данные обстоятельства, Подрядчик просил Заказчика оказать содействие и повлиять на сроки согласования c заинтересованными ведомствами и организациями для ускоренного ответа и получения Заказчиком конечного результата Работ по Контракту.
Таким образом, для полноценного исполнения в срок Подрядчиком обязательств, необходимо было содействие Заказчика, выраженное в добросовестном исполнении встречных обязательств по Контракту.
31.07.2023 Подрядчик в ответ на требование направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 122 в котором изложил вышеуказанную позицию, однако ответа со стороны Заказчика об отмене Решения не получил, и данное Решение вступило в силу.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Глав Проект СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая совершение действий со стороны ООО "Глав Проект СПб", направленных на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Глав Проект СПб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Глав Проект СПб" (ИНН: 7801635799), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1859/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024