Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 9" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "МЦ "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель): представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33779-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предварительным медицинским осмотрам (извещение N 0372200146523000004),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предварительным медицинским осмотрам (извещение N 0372200146523000004) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 61 080,02 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "МЦ "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЦ "Медвир" заключен государственный контракт N 27/ЦССВ9/2023 от 14.02.2023 (далее - Контракт) на сумму 13 800,00 рублей, согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по предварительным медицинским осмотрам (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта по 10.12.2023, по заявкам Заказчика (п. 4.2 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе, если:
8.4.1. Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что выполнение их к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.2. Во время оказания услуг становится очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, и Исполнителем в установленный Заказчиком разумный срок не устранены выявленные недостатки (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.3. Отступления в услугах от условий Контракта или иные недостатки результата оказанных услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЦ "Медвир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с пп. 7, 9, 10 п. 3 Приложения N 1 к Контракту:
- Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
- По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра Исполнителем оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее - Заключение).
В Заключении указывается: дата выдачи Заключения; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол лица, поступающего на работу; наименование работодателя; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы; наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы; результаты предварительного осмотра: медицинские противопоказания к работе выявлены (перечислить вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания), медицинские противопоказания к работе не выявлены, указать группу здоровья работника.
Заключение подписывается председателем врачебной комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью Исполнителя (при наличии).
Данные о прохождении медицинского осмотра подлежат внесению в личную медицинскую книжку лица, поступающего на работу. Бланк личной медицинской книжки оформляется и выдается за счет средств Исполнителем. Исполнитель проводит профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию таких лиц, отметка о прохождении аттестации по профессиональной гигиенической подготовке вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком, информация в личной медицинской книжке защищается специальным голографическим знаком.
- Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй - приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю, четвертый - в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания.
Однако по состоянию на 08.12.2023 своих обязанностей Исполнитель не исполнил, а именно: Исполнитель не предоставил оформленную медицинскую документацию по итогам проведения предварительного медицинского осмотра, оформленные медицинские книжки с отметкой о гигиенической аттестации, заключение врача-профпатолога, акт сдачи приемки услуг в 2 (двух) экземплярах, счет/счет-фактуру.
На основании вышеизложенного в соответствии с п. 8.4 Контракта, п.п. 1, 2 ст. 450.1, ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЦ "Медвир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник не направил своих представителей, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
В соответствии с заявками Заказчика Участником были оказаны услуги по проведению предварительных медицинских осмотров всех 18 заявленных будущих работников. На дату одностороннего отказа Заказчика медицинские заключения и медицинские книжки были выданы на руки 12 прошедшим осмотр лицам, 2 комплекта документов находятся в регистратуре и ожидают получения. Еще 4 комплекта документов на текущий момент находятся в работе поскольку несмотря на неоднократные уведомления Заказчика по данным лицам не были предоставлены фотографии и сертификаты о вакцинации. После очередного уведомления Заказчика фотографии на данных четырех работников были предоставлены Участнику только 25.12.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЦ "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2023 г. N РНП-78-1892/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024