Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУ "ЦФКСиЗ Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "ТеплоДекор" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33782-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений NN 1-18 в СПб ГБУ "Центр ФКСиЗ" по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 38, к. 2, лит. А в 2023 году (извещение N 0172200002223000079),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений NN 1-18 в СПб ГБУ "Центр ФКСиЗ" по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 38, к. 2, лит. А в 2023 году (извещение N 0172200002223000079) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 039 338,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТеплоДекор".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТеплоДекор" заключен государственный контракт N 0172200002223000079_02052023 от 10.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 4 610 766,39 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком условий настоящего Контракта, в том числе:
7.5.1. В случае непринятия Подрядчиком объекта для выполнения работ в установленный настоящим Контрактом срок;
7.5.2. Отказа Подрядчика от выполнения работ;
7.5.3. В случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 3 календарных дня;
7.5.4. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту;
7.5.5. Если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются неустранимыми;
7.5.6. В случае привлечения Подрядчиком иностранных работников с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации;
7.5.7. В случае нарушения Подрядчиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по Контракту более чем на 3 календарных дня;
7.5.8. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "ТеплоДекор", в связи с систематическим (2-х и более раз) ненадлежащим выполнением обязательств по Контракту.
08.11.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом 04.12.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту помещений NN 1-18 в СПб ГБУ "Центр ФКСиЗ" (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 38, к. 2, лит. А (далее - Объект) в срок с 22.05.2023 по 01.08.2023 (включительно) (п. 2.2 Контракта).
Однако по состоянию на 04.12.2023 Работы Участником выполнены не были.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 7.5.3 Контракта, п. 1 ч. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТеплоДекор" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
Работы по Контракту были Подрядчиком выполнены и предъявлены к приемке (уведомление N 26/10 от 26.10.2023, уведомление N 27/10 от 27.10.2023). Заказчику по описи уведомлением N 31/10 от 31.10.2023 представлена отчетная документация по выполненным Работам по Контракту.
В соответствии с п. 6.2 Контракта в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке или формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков устранения недостатков.
Согласно п. 6.7 Контракта при обнаружении Заказчиком в ходе приемки выполненных работ недостатков в выполненной работе, сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения Подрядчиком. При отказе (уклонении) Подрядчика от подписания указанного акта, в нем делается отметка об этом Заказчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте. Устранение Подрядчиком в установленные сроки выявленных Заказчиком недостатков не освобождает его от уплаты штрафа, предусмотренного настоящим Контрактом. Заказчик, принявший работу без проверки, не лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при приемке. В случае отказа Заказчика от приемки выполненных работ Заказчик направляет Подрядчику в срок, установленный п. 6.2 Контракта, письменный мотивированный отказ.
Однако, ни мотивированный отказ в установленные сроки, ни акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения, Подрядчику не поступали.
26.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом исх. N 2/11-02 от 02.11.2023 Подрядчик выразил несогласие с вышеуказанным Решением и предложил провести независимую экспертизу выполненных по Контракту Работ.
07.11.2023 стороны по Контракту с участием представителей службы Заказчика встретились на Объекте с целью осмотра производства выполненных Работ и решения вопроса возможного урегулирования возникших проблем.
Письмом N 7/11 от 07.11.2023 Подрядчик повторно обратился к Заказчику с предложением провести независимую экспертизу выполненных Работ по Контракту с указанием перечня вопросов к эксперту и списком экспертных организаций.
Письмом N 1155 от 09.11.2023 Заказчик согласовал проведение независимой экспертизы, представив свой список экспертных организаций и вопрос эксперту.
15.11.2023 Подрядчик заключил договор N 30377779 на оказание услуг по проведению строительно-технической экспертизы с ООО "Омега", экспертной организацией, указанной Заказчиком.
05.12.2023 получено Заключение технического специалиста N 30377779, подготовленное Пустоваловым Константином Андреевичем, являющегося негосударственным судебным экспертом в области строительства, действующим членом Некоммерческого Партнёрства "Ассоциация судебных экспертов Сибири и Дальнего Востока", регистрационный номер N 052.
На поставленный эксперту вопрос, предложенный Заказчиком, а именно: "определить объем, стоимость выполненных работ по контракту от 10.05.2023 N 0172200002223000079_02052023 в соответствии со строительными нормами, правилами, условиями контракта (соответствие условиям контракта)", получен ответ, согласно которому перечень видов работ и мероприятий, входящих в состав Приложения N 1 к Контракту для проведения ремонта, соответствует рекомендациям для проведения текущего ремонта элементов конструкций зданий для обеспечения безопасной эксплуатации объекта; работы выполнены с соблюдением правил безопасности труда (СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве" Часть 2. "Строительное производство"), и с соблюдением правил противопожарной безопасности (СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"). В силу положений ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения", вывод о соответствии качества и объема ремонтных Работ, выполненных на Объекте по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 38, к. 2, пом. NN 1-18, имеет полный характер соответствия, а так же: при возможности осуществления выполнения гарантийных обязательств в соответствии с действующими нормативными положениями, качество завершенного строительством объекта будет соответствовать требованиям ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". Стоимость фактически выполненных Работ по текущему ремонту помещений NN 1-18 в СПб ГБУ "Центр ФКСиЗ" по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 38, к. 2, в рамках контракта N 0172200002223000079 02052023 от 10.05.2023, заключенного между СПб ГБУ "Центр ФКСиЗ" (Заказчик) и ООО "ТеплоДекор" (Подрядчик) составляет - 6 349 328,00 рублей.
Таким образом, независимая экспертиза подтвердила незначительные недостатки при выполнении работ, устраняемые в рамках гарантийных обязательств.
Однако, несмотря на наличие независимой экспертизы, подтверждающей проведение Работ в соответствии с условиями Контракта, Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТеплоДекор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, учитывая совершение действий со стороны ООО "ТеплоДекор", направленных на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ТеплоДекор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТеплоДекор" (ИНН: 7810717550), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2023 г. N РНП-78-1895/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024