Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
ИП Руднева Евгения Владимировича (далее - Участник, Поставщик, ИП Руднев Е.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33787-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку канцелярских товаров для нужд Учреждения (извещение N 0372200160223000032),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку канцелярских товаров для нужд Заказчика (извещение N 0372200160223000032) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 56 374,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Руднев Е.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рудневым Е.В. заключен государственный контракт N 0372200160223000032-01 от 19.04.2023 (далее - Контракт) на сумму 23 516,03 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
9.4.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рудневым Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку канцелярских товаров для нужд Заказчика (далее - Товар) в период с даты подписания Контракта сторонами, в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней, по заявке Заказчика (п. 4.1 Контракта).
18.05.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара посредством транспортной компании, при которой отсутствовал представитель Поставщика (нарушение п.п. 4.3, 5.5 Контракта) и отсутствовали надлежащим образом оформленные документы (нарушение п. 3.4.5 Контракта). В результате приемки Товара Заказчиком (проверки соответствия условиям Контракта) были выявлены несоответствия по характеристикам Спецификации к Контракту, а именно: две позиции - папка пластиковая тип 5 и папка пластиковая тип 7.
24.05.2023 Заказчик на основании п. 5.9.2 Контракта частично принял поставленный Товар с отражением информации о фактически принятом количестве Товара в структурированном документе о приемке в ЕИС.
25.05.2023 Поставщиком произведена замена двух вышеуказанных позиций по спецификации и Товар был полностью принят Заказчиком 26.06.2023 (после проверки на соответствие условиям Контракта).
Учитывая, что Заказчик частично принял Товар 24.05.2023, Поставщик разместил на ЕИС документ-исправление к документу о частичной приемке товара, а необходимо было сформировать корректировочный документ на две позиции замененного Товара.
С 26.05.2023 Заказчиком посредством электронной почты с Поставщиком велась переписка о необходимости сформировать корректировочный документ к документу с присвоенным статусом "Подписано с частичной приемкой".
Так же Поставщику был направлен ответ из службы технической поддержки ЕИС, полученной по запросу Заказчика, в котором пошагово разъяснены действия Поставщика при формировании корректировочного документа в ЕИС при частичной приемке Товара.
В целях исключения технической ошибки в работе ЕИС Заказчик 01.08.2023 повторно подписал документ-исправление к документу о частичной приемке Товара и оплатил часть принятого Товара.
На наличие возможности в ЕИС исправления в документе о приемке суммы и количества товара (объема работ, услуги) в случае частичной приемки указывает и Казначейство России (Письмо от 08.02.2022 N 14-00-05/2543).
В соответствии с письмом Казначейства России от 08.02.2022 N 14-00-05/2543 в случае, если заказчик принял товары (работы, услуги) не в полном объеме (частичная приемка товаров, работы, услуги), то поставщик должен сформировать и направить заказчику корректировочный документ, содержащий скорректированную информацию о количестве (объеме) и стоимости фактически принятых товаров, работы, услуги, а заказчик, в свою очередь, подписать такой корректировочный документ.
Технические ограничения по формированию в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, а также размещение сведений об исполнении контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками в ЕИС, отсутствуют.
В соответствии с п. 5.6 Контракта по факту приемки товара Поставщик и Заказчик подписывают документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок. В день доставки (до момента фактической поставки) товара по адресу поставки товара, указанному в п. 4.2 Контракта, Поставщик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке (п. 5.6.1 Контракта).
Согласно п. 5.11 Контракта датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В адрес Поставщика направлялись претензионные письма (24.05.2023, 17.08.2023, 24.08.2023) с требованием выполнить обязательства по Контракту и оплатить неустойку (пени, штраф).
07.08.2023, 14.08.2023, 23.08.2023 Поставщику были направлены письма (исх. N 615 от 07.08.2023, исх. N 638 от 14.08.2023, исх. N 662 от 23.08.2023, исх. N 711 от 05.09.2023) о необходимости сформировать в ЕИС корректировочный документ на заменные две позиции Товара, а также направлялись инструкции для Поставщика по работе в ЕИС (электронное актирование).
По состоянию на 06.12.2023 обязательства по Контракту Поставщиком в полном объеме не исполнены, документ о приемке двух заменных позиций Товара Поставщик не сформировал с использованием единой информационной системы в сфере закупок и не разместил в единой информационной системе в сфере закупок, что препятствует исполнению Заказчиком обязанностей по оплате Товара.
Таким образом, Поставщиком допущено существенное нарушение условий Контракта в форме грубого нарушения обязанностей по порядку сдачи-приемки Товара.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Рудневым Е.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Поставщик сформировал документ о приемке N 244 от 18.05.2023 на сумму 23 516,03 рублей. Заказчик утверждает, что принял Товар частично, но частичную приемку Товара не оформил надлежащим образом. Принятый Товар не исключен из общего количества Товара. Заказчик 32 раза вернул документ о приемке Поставщику с требованием создания корректировочного документа. У Поставщика нет права исправлять уже сформированный документ. Только Заказчик имеет полномочия принять Товар частично. В этом заключается суть частичной приемки. После частичной приемки в документе о приемке остаются непринятые позиции, и Поставщик далее полномочен сформировать новый документ о приемке в части непринятых позиций.
11.12.2023 Поставщик обратился в Техническую поддержку ЕИС по вопросу разъяснения порядка формирования корректировочного документа о приемке в рамках исполнения обязательств по Контракту.
12.12.2023 был получен следующий ответ, о том, что статус "отказано при рассмотрении не является частичной приемкой", для формирования корректировочного документа Заказчик должен отказать в приемке, при статусе "отказано в приемке" Поставщик может сформировать новый документ о приемке в ЕИС.
Однако, по мнению представителя Участника, применение указанного варианта приемки некорректно, т.к. Товар был поставлен в полном объеме и без нарушения сроков. 19 позиций Спецификации к Контракту соответствовали требованиям Контракта, и их Заказчик принял. Претензии к 2 позициям Контракта (несоответствие цвета и несоответствие плотности Товара требованиям Контракта) были устранены в оперативном порядке без нарушения правил п. 5.10 Контракта, которым установлен срок замены Товара (2 рабочих дня с даты публикации мотивированного отказа).
Таким образом в рамках поставки Товара по Контракту Поставщиком 18.05.2023 Товар был поставлен в полном объеме, в ЕИС сформирован документ о приемке N 244 от 18.05.2023, 16.08.2023 Заказчиком произведена оплата в сумме 22 711,03 рублей, задолженность по Контракту составляет 805 рублей, не произведен возврат обеспечения в размере 3 527,40 рублей, документ о приемке N 244 от 18.05.2023 Заказчиком не подписан.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая совершений действий со стороны ИП Руднева Е.В., направленных на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Руднева Евгения Владимировича (ИНН: 781490019850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2023 г. N РНП-78-1900/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024