Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик):
ООО "ДорСтрой СПб" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33785-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия отстойно-разворотных площадок и земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, город Красное Село, улица Первого Мая, участок 12 (напротив ж. д. станции "Красное Село"); Санкт-Петербург, город Красное Село, Геологическая улица, участок 1 (юго-восточнее дома 75, литера П по Геологической улице); Санкт-Петербург, Кировский район, проспект Маршала Жукова, дом 80, литера А; Санкт-Петербург, город Пушкин, Железнодорожная улица, дом 40б, литера А для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000190),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия отстойно-разворотных площадок и земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, город Красное Село, улица Первого Мая, участок 12 (напротив ж. д. станции "Красное Село"); Санкт-Петербург, город Красное Село, Геологическая улица, участок 1 (юго-восточнее дома 75, литера П по Геологической улице); Санкт-Петербург, Кировский район, проспект Маршала Жукова, дом 80, литера А; Санкт-Петербург, город Пушкин, Железнодорожная улица, дом 40б, литера А для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000190) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 23 008 761,89 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ДорСтрой СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ДорСтрой СПб" заключен государственный контракт N 03722000045230001900001 от 13.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 23 008 761,89 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.12.2023 ООО "ДорСтрой СПб" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту асфальтобетонного покрытия отстойно-разворотных площадок и земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, город Красное Село, улица Первого Мая, участок 12 (напротив ж. д. станции "Красное Село"); Санкт-Петербург, город Красное Село, Геологическая улица, участок 1 (юго-восточнее дома 75, литера П по Геологической улице); Санкт-Петербург, Кировский район, проспект Маршала Жукова, дом 80, литера А; Санкт-Петербург, город Пушкин, Железнодорожная улица, дом 40б, литера А для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы) в срок до 10.12.2023 (4.1 Контракта).
В соответствии с п. 5 Приложения N 1 к Контракту в течении 10 календарных дней, начиная со следующего рабочего дня после даты заключения Контракта, Подрядчик обязан получить все необходимые для производства работ разрешения, согласования, оформить ордер ГАТИ.
Подрядчик обязан был приступить к выполнению Работ 24.11.2023, однако в виду низких температур, которые установились в регионе, выполнение Работ в виду указанного обстоятельства не представлялись возможным.
В соответствии с п. 4.4-4.7 Свода правил автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП3.06.03-85 работу по устройству слоев дорожной одежды следует проводить только на готовом и принятом в установленном порядке землянам полотне.
Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом, чистом и непромерзающем нижележащем слое.
Работа в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному принятому до наступления отрицательных температур.
Согласно справки Гисметео с момента заключения Контракта и вплоть до его окончания в регионе установлялись отрицательные температуры, не позволяющие выполнить Работы в срок и качественно.
В силу ст. 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения его указаний приостановить выполнение работ при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика, которые грозят годности и прочности результатов выполняемой работы.
В соответствии со ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
Частью второй поименованной статьи установлено, что, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Отсутствие погодных условий в виду установления низких температур препятствовало своевременному исполнению Контракта, в связи с чем Участник принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.12.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 20.12.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что Участником не были выполнены условия Контракта, в связи с чем Заказчиком была направлена претензия исх. N 01-18-7528/23-0-0 от 20.12.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "ДорСтрой СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ДорСтрой СПб" (ИНН: 7804460515), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2023 г. N РНП-78-1898/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024