Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):
СПб ГКУ "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса":
в отсутствие представителей ООО "Строй-Сервис" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 925-ЭП/24 от 15.01.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объектов наружного освещения Санкт-Петербурга объекта: Поэтический бульв. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002523000581. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 926 205, 23 рублей.
В жалобе ООО "Строй-Сервис" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неопределении сроков выполнения отдельных этапов выполнения закупаемых работ, в нарушении порядка описания объекта закупки в части неверного определения кода закупаемых работ, в наличии противоречивых сведений об объекте закупки, содержащихся в составе извещения о проведении конкурса и проектной документации, входящей в состав извещения.
Представитель Уполномоченного органа, Заказчика с доводами Заявителя не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки, по мимо прочего, также должно содержать информацию о цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из содержания печатной формы извещения, сформированной посредством функционала ЕИС, следует, что Заказчиком определен следующий срок оказания услуг:
Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта
Дата окончания исполнения контракта - 07.11.2024.
Также в указанной форме извещения Заказчиком определено, что контракт не разделен на этапы исполнения контракта.
При этом, из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком также определено:
- Начало выполнения работ - с даты заключения государственного контракта.
- Конечный срок выполнения и сдачи работ, в т.ч. подписание членами приемочной комиссии и утверждение Заказчиком Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14): не позднее "30" сентября 2024 года.
- Сроки выполнения работ по Контракту (промежуточные сроки), физические объёмы (виды работ, единицы измерения) определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3).
Из содержания приложения N 3 к описанию объекта закупки Заказчиком определены следующие периоды выполнения работ:
Наименование вида работ |
Сроки выполнения вида работ |
Подготовительные работы |
с даты заключения контракта по 31.03.2024 |
Строительно-монтажные работы |
с 01.04.2024 по 31.05.2024 |
Благоустройство и озеленение территории
|
с 01.06.2024 по 31.07.2024 |
Контрольно-исполнительная съемка, пусконаладка, утилизация строительного мусора, сдача Объекта, в т.ч. подписание КС-14 |
с 01.08.2024 по 30.09.2024 |
Подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией |
Не позднее 30.09.2024 года. |
Подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям Контракта при завершении строительства, реконструкции объекта |
Не позднее 30.09.2024 года. |
Анализ указанной части приложения к описанию объекта закупки свидетельствует о том, что Заказчиком установлены требования к срокам выполнения отдельных этапов закупаемых работ. Также в указанном приложении Заказчиком определена стоимость выполнения отдельных этапов выполнения работ.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что информация о сроке выполнения работ, содержащаяся в составе печатной формы извещения, сформированной посредством функционала ЕИС, не соответствует содержанию описания объекта закупки, поскольку в извещении отсутствуют сведения об этапах выполнения отдельных видов работ, что не соответствует требованиям п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что печатная форма извещения о проведении закупки, сформированная посредством функционала, ЕИС не содержит информации о цене отдельных этапов исполнения контракта, что свидетельствует о нарушении п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными в указанной части.
Кроме того, наличие противоречивых сведений об этапах выполнения закупаемых работ, содержащихся в составе печатной формы извещения и описании объекта закупки, свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
2. В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Комиссия УФАС констатирует, что предметом рассматриваемой закупки являются работы по реконструкции объектов наружного освещения Санкт-Петербурга объекта: Поэтический бульв. (код ОКДП 2 - 43.21.10.110 - Работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации, в зданиях, сооружениях и на прочих строительных объектах).
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Из пояснений Заказчика следует, что работы, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием, функционально и технологически предпочтительно относятся к коду ОКДП 2 43.21.10.110.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя о нарушении Заказчиком требований к определению предмета закупки в том числе в части указания кода ОКДП 2.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
3. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в состав описания объекта закупки Заказчиком была включена проектная документация, что указывает на надлежащее исполнение Заказчиком требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки, включая содержание проектной документации на выполнение работ, содержит связанные между собой описание закупаемых работ и требования к закупаемым Заказчиком работам, что формирует единый объект закупки, который определен Заказчиком как выполнение работ по реконструкции объектов наружного освещения.
Таким образом, Комиссия УФАС не находит оснований полагать, что описание объекта закупки не соответствует наименованию закупаемых Заказчиком работ.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС не усматривает в описанных Заявителем обстоятельствах нарушения норм Закона о контрактной системе.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 8, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2024 г. N 44-197/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024