Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПб ГБУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 1 Приморского района" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС,
ООО "Автодом" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 111/24 от 09.01.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обеспечению функционирования имущества зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования СПб ГБУЗ КДП N1 в 2024-2025 годах (извещение N 0172200004923000436) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004923000436.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 953 916,84 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном выборе способа определения поставщика.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
В рассматриваемом случае, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию внутренних систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и отопления, электросетей, оборудования пищеблока, вентиляционных установок.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
В силу ч.ч. 5-6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (п. 8 Правил использования КТРУ).
Позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
В качестве кода ОКПД2 Заказчиком указана категория ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 и осуществлена закупка в виде открытого конкурса в электронной форме.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме включает класс ОКПД2 33.12.18.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования".
В соответствии с письмом ФАС от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19 в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, Заказчик осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Предметом закупки, был установлен код ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", который включает в себя предоставление комплекса услуг (когда закупается не один вид услуг, а сразу две или более услуги), единственно подходящий для рассматриваемой закупки.
Объект Заказчика содержит следующие виды работ:
сантехнические работы, выполняемые по техническому обслуживанию внутренних тепловых сетей;
подготовка теплового пункта к очередному отопительному сезону с предъявлением инспектору теплоснабжающей организации;
сантехнические работы, выполняемые по техническому обслуживанию наружных и внутренних сетей водопровода холодной и горячей воды, канализации;
столярно-плотницкие работы;
работы, выполняемые по обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования, включая оборудование;
работы, выполняемые по обслуживанию кровель;
работы, выполняемые при техническом обслуживании электроустановок, электрического оборудования и сетей;
мероприятия по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования.
Код ОКПД2 - 33.12.18.000 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования, указанный в жалобе Заявителем, не относится к видам работ, указанным в описании объекта закупки извещения о закупке, так как в рамках контракта будет осуществляться комплексное техническое обслуживание систем зданий, в том числе систем кондиционирования и вентиляции, которые в свою очередь, относятся к системам инженерно-технического обеспечения, что следует из положения п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функции водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Таким образом, техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования относится к услугам по техническому обслуживанию зданий, сооружений, что соответствует выбранному Заказчиком коду ОКПД2 - 81.10.10.000 (Услуги по обслуживанию помещений комплексные).
На основании вышеизложенного, код ОКПД2, на который ссылается Заявитель в составе жалобы, в полной мере не соотносится с видами работ закупочной процедуры, так как предметом закупки является оказание услуг по комплексному обеспечению функционирования имущества зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, в том числе систем кондиционирования и вентиляции, а не обслуживание небытового холодильного и вентиляционного оборудования.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки определен Заказчиком, как "оказание услуг по комплексному обеспечению функционирования имущества зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования" и код ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные" является наиболее соответствующим для объекта настоящей закупки.
Перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р, не содержит данный код ОКПД2.
При размещении закупки на выполнение работ, не включенных в указанный Перечень, и составляющих основную часть объекта закупки, Заказчик вправе использовать такую форму закупки как открытый конкурс в электронной форме.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение, выразившееся в неверном выборе способа определения поставщика.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Автодом" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N 44-125/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024