Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ДГМКЦ ВМТ им. К.А. Раухфуса" (далее - Заказчик):
ООО "Спанпро" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33797-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку шапочек хирургических, одноразового использования, нестерильных (извещение N 0372200255923000067),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку шапочек хирургических, одноразового использования, нестерильных (извещение N 0372200255923000067) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 186 108,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Спанпро".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Спанпро" заключен государственный контракт N 2023.067-НЭП.СМП от 02.06.2023 (далее - Контракт) на сумму 94 915,08 рублей, согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку шапочек хирургических, одноразового использования, нестерильных (далее - Товар) партиями в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика (п. 3.1 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- в случае однократного нарушения срока поставки более чем на 5 (пять) рабочих дней;
- в случае неоднократного нарушения сроков поставки Товара;
- в случае неоднократной поставки Товара, который не соответствует требованиям, установленным настоящим Контрактом;
- в случае отказа или уклонения Поставщика от исполнения обязательств по замене Товара ненадлежащего качества в сроки, установленные в п. 5.8 Контракта и соответствующих актах.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Спанпро", в связи с нарушением сроков поставки Товара более чем на 5 рабочих дней.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.07.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
21.07.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с поставкой Товара, соответствующей условиям Контракта и заявке Заказчика.
При этом 05.12.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что заявка на отгрузку была отправлена 07.11.2023 на электронную почту Поставщика, указанную в Контракте (spanpro@intemet.ru). Следовательно, Товар должен был быть поставлен в срок до 21.11.2023 (включительно).
24.11.2023 в адрес Поставщика был направлен акт о неисполнении с требованием об устранении нарушений в срок до 01.12.2023. На телефонные звонки представители Поставщика не отвечали Заказчику.
По состоянию на 01.12.2023 указанная заявка не была исполнена. Таким образом, просрочка исполнения обязательств с 22.11.2023 по 01.12.2023 составила 10 дней.
В связи с тем, что Заказчик является круглосуточным, экстренным стационаром, а так же не имеет резервного фонда, и принимая во внимание вышеизложенное, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что следующее.
14.06.2023 в адрес Поставщика от Заказчика поступила заявка N 1 на поставку Товара.
В связи с логистическими сложностями официальный дистрибьютер не поставил Товар в регламентированный срок.
14.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2023 Товар был поставлен в полном объеме и принят Заказчиком, что подтверждается подписанными документами о приемке.
В этой связи 21.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком.
21.07.2023 от Заказчика поступила заявка N 2 на поставку Товара.
24.07.2023 Товар поставлен в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами Контракта Документом о приемке N 215 от 24.07.2023 на сумму 8 690,00 рублей.
07.11.2023 от Заказчика поступила заявка N 3 на поставку Товара.
В связи с задержкой поставки Товара со стороны официального дистрибьютера Товар не был поставлен в регламентированный срок.
05.12.2023 Заказчик принял повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем 12.12.2023 Товар был поставлен в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами Контракта Документом о приемке N 369 от 08.12.2023 (испр. N 1 от 12.12.2023) на сумму 77 535,08 рублей.
Тем самым Контракт исполнен в полном объеме до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Спанпро" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Спанпро" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Спанпро" (ИНН: 9721127257), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2023 г. N РНП-78-1910/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024